Информационный доклад «Открытый мир русского языка»

Описание: Информационно-аналитические материалы по вопросам продвижения, поддержки и укрепления позиций русского языка, популяризации российской науки, культуры и образования для соотечественников и лиц иностранного происхождения, интересующихся изучением русского языка, образованием на русском языке, российской культурой и наукой

Анастасия
Анастасия
Репутация: 143

#1 Анастасия » 09.09.2017, 09:18

Информационно-аналитические материалы по вопросам продвижения, поддержки и укрепления позиций русского языка, популяризации российской науки, культуры и образования для соотечественников и лиц иностранного происхождения, интересующихся изучением русского языка, образованием на русском языке, российской культурой и наукой

Информационный доклад «Открытый мир русского языка»


1. Соотечественники: правовой статус.

Соотечественники - лица, родившиеся в одном государстве, проживающие, либо проживавшие в нём и обладающие признаками общности культурного наследия, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии, независимо от национальности, языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев.
В России понятие «соотечественник» является также правовым статусом. Статус соотечественников регулируется федеральным законом «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом». В законе закреплено следующее определение термина «соотечественники»:
1. Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
Закон определяет также понятие «соотечественники за рубежом»:
2. Под понятием «соотечественники за рубежом» подразумеваются:
1) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
2) лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией, лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:
• лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
• выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства, либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства.
• официальным органом, занимающимся вопросом соотечественников является Правительственная комиссия по делам соотечественникам за рубежом;
• в 2002 году был учрежден Международный совет российских соотечественников, в который входят 140 организаций их 53 стран мира;
• согласно статье 26 закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», высшим представительным органом, обеспечивающим взаимодействие соотечественников с органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, является Всемирный конгресс соотечественников.
http://aiss.gov.ru/

2. Русский язык и просвещение.


По словам Президента Российской Федерации Владимира Путина: «От русского языка зависит единство России и сохранение Русского мира». Вопросы сохранения и развития русского, всех языков народов России имеют важнейшее значение для гармонизации межнациональных отношений, обеспечения гражданского единства, укрепления государственного суверенитета и целостности России.
В России проживают представители 193 национальностей, и они говорят на почти трёх сотнях языков и диалектов. Следует отметить, что письменность для многих языков была разработана лишь в советское время силами выдающихся русских учёных, лингвистов, филологов. С 1920 по 1940 год своя письменность появилась у 50 национальностей. До этого письменности у этих народов не было. Огромны традиции литературных переводов на русский книг, стихотворений, чьи авторы писали на своём родном языке. И благодаря переводу на русский их произведения становились известны всей стране, да чего там всей стране – всему миру. Достаточно вспомнить Расула Гамзатова.
Русский язык в России - язык межнационального общения. На русском говорят более 96 процентов граждан. Именно он, русский язык, по сути, вместе с культурой сформировал Россию как единую и многонациональную цивилизацию, на протяжении веков обеспечивал связь поколений, преемственность и взаимообогащение этнических культур.
По оценкам МИДа России, только в странах СНГ сейчас проживает около 17 млн. российских граждан и соотечественников, из них на Украине 7 млн., в Казахстане – около 5 млн., в Белоруссии – около 1 млн., в Узбекистане – около 1 млн., в остальных странах и регионах мира – более 12,5 млн. человек.

3. Нормативно-правовая база.

Конституция Российской Федерации как основа языковой политики, а также законы «О языках народов России» и «О государственном языке». Первый принят в 1991 году, второй – в 2005-м. Очевидно, что вопрос совершенствования законодательной базы в этой сфере более чем актуален.
Федеральные законы от 24 мая 1999 г. № 99 ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».
№273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
Указы Президента РФ от 11 августа 1994 г. № 1681 «Об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. От 8 ноября 2011 г. №1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации». От 7 мая 2012 г. № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации».
Концепция внешней политики Российской Федерации и Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере международных гуманитарных связей, в том числе в сфере образования. Концепция «русская школа за рубежом» от 4.11.2015 г., которая развивает Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, утвержденные Президентом Российской Федерации 18 декабря 2010 г.

4. Развитие многоязыкового информационного пространства.

Многоязыковое информационное пространство - это поддержка печатных и электронных СМИ, изданий литературы на языках народов России.
Языки народов стран СНГ, Абхазии и Южной Осетии, также как и других стран, бывших республик, должны быть представлены в интернете. Необходимо всемерно содействовать развитию языковых технологий для этого.
В России ставится задача реализации на федеральном уровне программы по комплексному лексикографическому описанию языков народов России, стран СНГ и созданию на этой основе современных двуязычных словарей по национальным языкам. Есть идея ввести федеральный перечень словарей, аналогичный существующему перечню учебников.
Результатом этой деятельности являются новые академические многотомные словари и лингвистические корпусы, описывающие русский язык во всём его многообразии с древнейшей поры до современности.
В особой поддержке нуждается наш фундаментальный интернет-ресурс «Национальный корпус русского языка», пользующийся мировым признанием. Для того чтобы обеспечить полноценное существование корпусу, его необходимо постоянно совершенствовать и пополнять. Это трудоёмкая и затратная деятельность, конечно, но она абсолютно необходима для поддержания престижа российской науки и авторитета русского языка в мире. Без этой фундаментальной работы не могут быть эффективными развитие, распространение и преподавание русского языка.
Не меньшую роль играет качество той языковой среды, в которой мы постоянно находимся: русский язык наших средств массовой информации, речь публичных политиков, дикторов и ведущих. Язык рекламных роликов и плакатов, социальных сетей в интернете создаёт порой ощущение повальной безграмотности и небрежения нормами русского языка. Не случайно всё чаще звучат предложения о введении экзаменов по русскому языку и культуре речи, включение этих дисциплин в программу повышения квалификации государственных служащих, членов представительных органов, работников СМИ.

5. Образование на русском языке.

Особое внимание уделяется школьному образованию, где задействованы 89 языков, из которых 30 в качестве языка обучения, а 59 как предмет изучения.
Свободное, грамотное владение русским языком открывает для представителей любой национальности больше возможностей для самореализации, для образования, для достижения профессионального успеха. И конечно, государство должно постоянно повышать качество обучения наших детей русскому языку независимо от их места жительства и специализации школы.
Возникает необходимость разработки концепции школьного филологического образования. На её основе предстоит принять соответствующие стандарты и методики преподавания. Не менее важным является повышение качества подготовки филологов в наших вузах, где процесс ликвидации самостоятельных кафедр русского языка приобрёл поистине угрожающие масштабы.
Не менее важно найти возможность оказывать поддержку общественным проектам, направленным на формирование интересов молодёжи и взрослого населения к изучению русского языка, таким как «Тотальный диктант» и многие другие. Главное здесь – терпение и последовательность. Не погоня за цифрами в отчётах, а бережное и внимательное отношение ко всем начинаниям, ведущим нас к повышению языковой культуры общества и культуры в целом.
Мы должны обеспечить нормальное функционирование тех языковых институтов и механизмов, которые у нас есть, и не допустить свёртывания их деятельности. Речь идёт, во-первых, о постоянной, кропотливой работе в области регламентации и кодификации лингвистических норм русского языка. Во-вторых, о научном представлении, или, иными словами, документации, письменных памятников разных эпох и запечатлённого в них русского языкового наследия.
Кроме того, следующий момент – это создание многоуровневой модели обучения русскому языку всех слоёв населения России. Модели, которая ориентирована на непрерывное совершенствование языковой культуры с детского возраста до преклонных лет.
За последние годы в России количество «стобалльников» по русскому языку увеличивается. В 2013 году было 60 учеников, в этом году – 69. Минимальный порог, кто не сдал ЕГЭ по русскому языку, с 0,9 процента в 2013 году уменьшился до 0,2 процента в 2014 году.
Федеральная целевая программа - «Русский язык» на 2016–2020 годы. И в этой федеральной программе чётко обозначены две задачи: обеспечение реализации функций русского языка как государственного языка Российской Федерации и – вторая задача – создание условий для функционирования русского языка как языка межнационального общения народов России. В рамках решения этих задач, мне кажется, нужны мероприятия, позволяющие проанализировать реальную ситуацию с подготовкой учителя для школ с разным типом учебного плана, что у нас с подготовкой кадров для вузов и педагогических, и классических университетов. Традиционная система повышения квалификации вузовских работников, которая работала в советское время, сейчас не работает. Нужна какая то другая система.
С 2011 года Россотрудничество является государственным заказчиком-координатором программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2011 года № 1394.
Основными целями и задачами Программы являются:
– Развитие и углубление общественных, деловых и научных связей между Российской Федерацией и иностранными государствами;
– Содействие объективному восприятию в мире происходящих в российском обществе общественно-политических, социально-экономических, научно-образовательных и культурных преобразований;
– Расширение круга конструктивно настроенных по отношению к Российской Федерации активных молодых граждан иностранных государств, привлечение их к участию в укреплении партнерских отношений между Российской Федерацией и государствами которые они представляют.
Основным содержанием Программы является организация краткосрочных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств для ознакомления с общественно-политической, социально-экономической, научно-образовательной и культурной жизнью в Российской Федерации и подготовки предложений по развитию сотрудничества Российской Федерации с государствами, которые они представляют.

Чиж
Чиж
Репутация: 20

#2 Чиж » 09.09.2017, 10:21

Образование на русском языке.
Анастасия, спасибо за выложенные материалы, хотелось бы обратить внимание на формирование интереса молодёжи и старшего поколения к изучению русского языка. Позвольте высказать мнение: участие наших соотечественников в "Тотальном диктанте", увеличение «стобалльников ЕГЭ» по русскому языку, снижение минимального порога, среди тех, кто не сдал ЕГЭ по русскому языку - всё это показатели повышения грамотности, но не любви и не интереса к языку. Конечно это важный этап в популяризации - набрать количество пользователей языка, а вот станут ли эти пользователи прилагать усилия к тому что бы популяризировать язык, вовлекать в его изучение, или они пойдут дальше собирать баллы на других модных трендах - вот в чём вопрос я считаю. А вы как думаете?

Снежок
Снежок
Репутация: 67

#3 Снежок » 09.09.2017, 10:57

Соотечественники: правовой статус.
Мне кажется, в популяризации языка и культуры должны активное участие принимать наши соотечественники. очень часто уезжая за лучшей жизнью, наши соотечественники не особенно заботятся об образе своей родины в новом обществе. Это, наверно, логично, но очень не правильно. И я сейчас о поведении в первую очередь. В начале 90-х первая волна русских мигрантов в Германии активно изучала язык, адаптировалась и вживалась в общество, но не по их рассказам сложилось мнение о России как о диком мире. Последняя волна мигрантов в конце нулевых уже вела себя наглее, не особо участвовала в жизни общество, проматываю пособия. Мой друг, немец по национальности, сталкивался с русским гетто ежедневно. Естественно, впервые приехав в Россию он ожидал увидеть разруху, беззаконие и деградацию. Обидно немного что именно такое мнение формируют те, кто делят со мной один язык и одну культуру.

Олег Логинов
Олег Логинов
Репутация: 262

#4 Олег Логинов » 09.09.2017, 11:45

Чиж, это серьезная тема, сейчас в России русский язык на волне, будет физика на волне, опять начнут закрывать кафедры русского языка. Нет равновесия.

Добавлено спустя 2 минуты 2 секунды:
Вопрос в том, как сохранить и приумножить не потеряв качество???

Лира
Лира
Репутация: 65

#5 Лира » 09.09.2017, 14:24

Основным содержанием Программы является организация краткосрочных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств для ознакомления с общественно-политической, социально-экономической, научно-образовательной и культурной жизнью в Российской Федерации
Это очень правильная инициатива, готова поддержать полностью!

Олеся Ток
Олеся Ток
Репутация: 25

#6 Олеся Ток » 10.09.2017, 06:42

Обратите внимания как поддерживают развитие и популяризацию своей культуры и языка другие страны. В начале нулевых был опыт работы в Российско-немецком доме дружбы (Москва). Где помимо бесплатного изучения языка для всех желающих было очень много программ для молодёжи (этнических немцев), живущей на просторах России и не собирающейся эмигрировать на историческую родину. Программы включали обучение бизнесу, обучение проектированию, коммуникации, фандразингу, продвижению социальных проектов и т.д., и предполагали успешную адаптацию немецкой молодёжи в современных условиях, с целью продвижения и популяризации немецкой культуры и немецкого языка. Проходящим курсы представителям этнических немцев (курсы к стати сказать бесплатные) оказывалась всяческая поддержка (методическая, технологическая и т.д.) проводилась масса конкурсов, победители выигрывали гранты на реализацию своих проектов на территории России. Вы бы видели как горели глаза у этих ребят. В этом они увидели своё предназначение.

Татьяна
Татьяна

#7 Татьяна » 10.09.2017, 12:14

Не проживаю в России уже три года. Хочу сказать,что соотечественники очень активно стараются сохранить русский язык в своих семьях . Дети занимаются в центрах и школах. А ассоциации соотечественников проводят наролные праздники,концерты, конкурсы русской культуры, вечера классической музыки и т.п. Мне даже кажется, что в Испании, моей стране проживания,актиность проявляют только русские. Ни немцы, ни англичане, нискандинаы не занимаются в своихязыковых центрах, не проводят праздники. Их активность гораздо ниже наших соотечественников. За, что люблю и уважаю наших людей!


Название раздела: Информационно-аналитические материалы для соотечественников и интересующихся
Описание: Информационно-аналитические материалы по вопросам продвижения, поддержки и укрепления позиций русского языка, популяризации российской науки, культуры и образования для соотечественников и лиц иностранного происхождения, интересующихся изучением русского языка, образованием на русском языке, российской культурой и наукой

Быстрый ответ


В целях предотвращения автоматической отправки форм спам-ботами, введите отображённый текст в поле ниже.
:hi: :smile: :wink: :twisted: :sad: :evil: :smoke: :eh: :eek: :fie: :silenced: :razz: :oops: :help: :spy: :insane: :biggrin: :toothless: :ill: :nervious: :weirdface: :pray: :clap: :think: :boxing: :cyclop: :rambo: :zombie: :cry: Ещё смайлики…
   

Вернуться в «Информационно-аналитические материалы для соотечественников и интересующихся»