Урок – дискуссия

Описание: Раздел для публикации концепций проектов в рамках номинации

Для публикации работ создавайте новую тему, в которой вы будете собирать "лайки" и комментарии к вашему проекту

Не размещайте свои проекты в чужих темах - они не будут засчитаны в качестве участвующих в номинации конкурса

Бадалян Ованнес
Бадалян Ованнес
Репутация: 0

#1 Бадалян Ованнес » 20.09.2017, 20:57

Урок – дискуссия

Нравственный выбор героев романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» (урок литературы для иностранных учащихся)

Урок проводится в форме свободной дискуссии, для эффективного воздействия на эмоциональную сферу учеников и создания соответствующей атмосферы урок сопровождается мультимедийной презентацией.

Вступительное слово
В экстремальных условиях человеку бывает нелегко сделать свой нравственный выбор, не погрешив против собственной совести. Ведь часто от этого зависит твоя жизнь. Сохранить свой маленький, такой привычный мирок любой ценой или пойти на сделку с самим собой, на сделку с порядочностью и благородством и сделать выбор в пользу благополучия, но в ущерб моральным принципам?..

Слайд 1 – тема урока

М.А. Булгаков сделал свой выбор в пользу правды, когда, воплощая события гражданской войны в прозе и драматургии, выступил как честный художник, величайший гуманист, философ и мыслитель. В романе “Белая гвардия” он изображает интеллигенцию, втянутую в кровавый поток событий гражданской войны, и не идеализирует белое движение, пытаясь разобраться в том, что происходит с Россией и ее народом. Авторскую трактовку исторических событий Булгаков воплотил в слиянии мотивов разрушения семьи, дома, города, великой державы. Революция была для Булгакова одним из грандиозных, жестоких и мощных всплесков истории России. Писатель не пытается оценивать целесообразность или нецелесообразность революции. Ему важнее проанализировать то, что происходит с человеком, с его домом, со страной в вихре исторических событий, решить, что в этом мире вечно и что преходяще. Поэтому одной из проблем многопланового романа стала проблема нравственного выбора героев.

Слайд 2 Был этот мир, и этот мир убит

Беседа о семье Турбиных
Эта часть урока построена как повторение уже пройденного материала. Поэтому основная роль здесь отводится учащимся, в выступлениях которых звучит рассказ о мире семьи Турбинных.

Семья Турбиных, в которой так много от большой и дружной семьи Булгаковых, - это любимые герои писателя, его любовь, боль, путь к постижению современности. Их квартира становится художественным воплощением образа Дома. Изразцовая печка в столовой, которая “грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку”, часы, играющие гавот, “мебель старого красного бархата”, “кровати с блестящими шишечками”, “бронзовая лампа под абажуром” – это милые детали мирной жизни семьи. Саардамский Плотник, Капитанская Дочка, Наташа Ростова – не просто персонажи книг. Они воспринимаются как члены семьи, высокообразованной, живущей в соответствии с гуманистическими традициями русской классической литературы, с традициями мировой культуры. Ведь “лучшие на свете шкапы” для Турбиных – это шкапы с книгами, “пахнущими таинственным старинным шоколадом”…

Слайд 3 Город

Нравственный выбор Турбиных
Исторические события врываются в жизнь героев булгаковского романа. Разрушается мирная, привычная жизнь Города.
С помощью слайдов сравниваем две картины:
“Как многоярусные соты, дымился и шумел и жил Город. Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром…”
“То не серая туча со змеиным брюхом разливается по городу, то не бурые, мутные реки текут по старым улицам – то сила Петлюры несметная на площадь старой Софии идет на парад…”

Слайд 4

Каков нравственный выбор Турбиных?

Алексей
Смена портретов (актер Андрей Сергеев)
“Я не социалист…”
“Я убийца…”

Итак, мирная жизнь канула в безумии революции. И как же заманчиво было спрятаться в своем мирке, запереть дверь, повернуться лицом к окнам, уже задернутым кремовыми шторами, не слышать и не видеть того ужаса, что происходит в Городе и стране! Или бежать “крысьей побежкой на неизвестность от опасности”, как это сделал Тальберг! Выбор Турбиных другой.
Какая книга становится в эти дни настольной книгой Алексея? Почему он даже во сне спорит с одним из ее персонажей?
“Бесы” Достоевского; Алексей даже во сне пытается выстрелить в “кошмар”, который “глумливо” говорит: “…русскому человеку честь – только лишнее бремя”.
Объясните, почему Алексей идет в мортирный дивизион полковника Малышева. Какой поступок удивляет полковника?
Не может быть в стороне от схватки, стоять в стороне сейчас – это согласиться с кошмаром. Турбины не прячутся от событий, но руководит ими не ненависть к красным, а осознание трагедии своей родины. Они не отступаются от своих принципов, не меняют убеждений в угоду времени. Поэтому и удивляет полковника Малышева позиция Алексея Турбина: “Я… не социалист, а… монархист…”
Что тревожит и томит Алексея после ранения и болезни?
Алексей – гуманист, не прощающий себе смерти человека. “Я убийца. Нет, я застрелил в бою. Или подстрелил…”

Слайд 5 – Елена

Портрет
(актриса Ольга Остроумова);
слова молитвы

Как реагирует Елена на отъезд Тальберга?
“Ни звука не ответила Елена, потому что была горда”; она – хранительница очага, ее место – рядом с мужчинами, защищающими Город.
Как растолковать сцену ее молитву за брата?
“Мать-заступница… Пожалей нас… Отымаешь, отымай, но этого смертью не карай… Все мы в крови повинны, но ты не карай…”. Елена просит Божью Матерь и Её Сына спасти умирающего брата. И её молитва дошла по адресу: от неё протянулся “цепочный луч” прямо в сердце Елены, и Алексей Турбин, уже находившийся у порога смерти, выздоровел. Какие же проникающие слова произнесла эта женщина — слова, на которые не могли не откликнуться Мать и Сын? Она сказала: “…все мы в крови повинны”.
Осознание вины и покаяние — вот что побудило послать ей спасительный луч.

Слайд 6 – Николка

Каков выбор Николки?
Николка мечтает о подвиге во имя Отечества. В этом он похож на героев Л.Н. Толстого. Семнадцатилетний Николка готов стоять за Город до конца. “Повинуясь телефонному голосу, унтер-офицер Турбин Николай вывел двадцать восемь человек юнкеров и через весь Город провел их согласно маршруту…”
В чем он видит свой долг после гибели Най-Турса?
Когда погибает его командир, полковник Най-Турс, для Николки делом чести становится найти и похоронить Ная, хотя для этого ему пришлось побывать почти в преисподней.
“Он умер…он умер, знаете ли, как герой… Настоящий герой…”

Слайд 7 – Малышев

Нравственный выбор полковника Малышева
Как вы относитесь к тому, что Малышев распускает мортирный дивизион?
К этому поступку нельзя отнестись однозначно: как-то не вяжется такой поступок с понятием об офицерской чести. Поэтому закономерной представляется реакция на подобный приказ группы юнкеров во главе со Студзинским: “Господин полковник!.. Вы арестованы”.
А если посмотреть на это с общечеловеческой точки зрения?
Для гуманиста Булгакова свойственно трактовать поступок своего героя в соответствии с пониманием, что ничего нет бесценнее человеческой жизни; вот почему с болью и трепетом воспринимаются слова полковника, по возрасту годившегося своим подчиненным “никак не в отцы, а лишь в старшие братья”: “Дети мои!.. на свою совесть беру и ответственность все!.. Вас посылаю домой!!” А ведь за этим поступком – мужество человека и трагедия офицера.
Как сам Малышев оценивает свои действия в разговоре с Алексеем Турбиным?
“Своих я всех спас. На убой не послал! На позор не послал!”

Слайд 8 – Най-Турс

Нравственный выбор Най-Турса
Расскажите о Най-Турсе. Чьи традиции продолжает Булгаков, создавая его образ?
В разговоре о Най-Турсе, конечно, вспоминаем традиции Л.Н. Толстого.
“Часть полковника Най-Турса была странная часть. И всех, кто видел ее, она поражала своими валенками”. Най-Турс – “отец солдатам”. Он не просто заботится о своих подчиненных, обеспечив их валенками (а как иначе в тридцатиградусные морозы!), он совершает подвиг: спасает юнкеров в бою с петлюровцами на “мертвенном” перекрёстке Города, прикрывая их и сознательно принимая смерть. Для булгаковского героя нет иного выбора, чем сохранить жизни безусых юнцов, которые – и Най в этом уверен! – будут биться до последнего. Но никакая идея не способна оправдать гибель людей! В отчаянии полковник разводит руки, грозит небу и кричит в пустоту: “Ребят! Ребят!.. Штабные стегвы!…” К сожалению, в мировой истории чаще было наоборот, и человеческая жизнь стоила немного.

Слайд 9 – Позиция автора

Позиция автора
Подводя итоги, попробуем определить позицию автора.
Булгаков ничего не упрощает в судьбах своих героев. При всем обилии офицеров, юнкеров оказалось невозможным собрать их в армию и дать достойный отпор Петлюре. Писатель показывает, что в “белой гвардии” царит бесчестие, разброд и предательство.
Приведите примеры.
Полковник Щёткин, другие командиры таинственно и необъяснимо исчезают вместе со штабами. Прапорщик Шполянский специально выводит из строя броневики гетмана, способные остановить, задержать Петлюру, а потом уходит оборотнем. Механики бронепоезда и сам командир дивизиона капитан Плешко тоже пропадают при невыясненных обстоятельствах. Возможно, если бы армия была объединена благородной целью защиты Города (имея в виду широкое, масштабное обобщение, можно сказать и всей России), если бы в ней не господствовали индивидуализм и эгоизм, судьба Города сложилась бы по-иному. Выбор многих белых офицеров, бежавших из Города, никак не назовешь нравственным.
Как могла бы сложиться дальше жизнь булгаковских героев?
В финале романа мы видим, что в доме по Алексеевскому спуску собираются не только Турбины, но и Мышлаевский, Шервинский, там живет Лариосик. Как сложится их судьба? Ведь “велик был и страшен год по рождестве Христовом 1918, но 1919 был его страшней…” Возможно, судьба любимых булгаковских героев – это Перекоп… Что дальше – гибель, эмиграция? Этот вопрос остается открытым.
Каким образом в романе выражена авторская позиция?
Авторская позиция в романе о гражданской войне глубоко христианская. Во сне Алексей Турбин видит, что в раю нашли прибежище вместе с белыми и красные. Он не может понять этой милости к убийцам и разрушителям, но Бог устами вахмистра Жилина, сослуживца Турбина по полку, отвечает ему: “Все вы у Меня… одинаковые, в поле брани убиенные”. Нравственный выбор писателя – это молитва за все жертвы братоубийственной войны, молитва за тех и за других. Ведь в гражданской войне нет победителей – есть только побежденные. В этом с Булгаковым соглашаются и другие представители русской культуры, воспринявшие революцию и гражданскую войну как катастрофу.

Чтение стихотворений

М. Цветаева
Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!
То шатаясь причитает в поле – Русь.
Помогите – на ногах нетверда!
Затуманила меня кровь-руда!
И справа и слева
Кровавые зевы,
И каждая рана:
- Мама!
И только и это
И внятно мне, пьяной,
Из чрева – и в чрево:
- Мама!
Все рядком лежат –
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белый стал:
Смерть побелила.
- Кто ты? – белый – не пойму! – привстань!
Аль у красных пропадал? – Ря-азань.
И справа и слева
И сзади и прямо
И красный и белый:
- Мама!
Без воли – без гнева –
Протяжно – упрямо –
До самого неба:
- Мама!
Декабрь, 1920

М Волошин
Из стихотворения “Гражданская война”
Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
В тех и других вона вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хмель разгула, -
А вслед героям и вождям
Крадется хищник стаей жадной,
Чтоб мощь России неоглядной
Размыкать и продать врагам!
Сгноить ее пшеницы груды,
Ее бесчестить небеса,
Пожрать богатства, сжечь леса
И высосать моря и руды.
И не смолкает грохот битв
По всем просторам южной степи
Средь золотых великолепий
Конями вытоптанных жнитв.
И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
- “Кто не за нас – тот против нас!
Нет безразличных: правда с нами!”
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
1919

Слайд 9 – Софийский собор

Чтение финала романа

“Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?”
Какие бы события ни происходили, Дом, Очаг, абажур на лампе как символ этого Очага священны. Так же, как звезды становятся символом вечности, ее символом в начале романа стал домашний Очаг семьи Турбиных. Таким образом, Булгаков продолжает и развивает мысль Л.Н. Толстого о приоритете частной жизни человека над жизнью исторической. Вечны семья, город, страна, способные сохранить непреходящие ценности, способные построить жизнь по законам благости. Но гибелью, физической и духовной, грозит отступление от Божьих истин. В этом и убеждает своих читателей Мастер.

Название раздела: Номинация Конкурс проектов "Этот удивительный русский мир"
Описание: Раздел для публикации концепций проектов в рамках номинации

Для публикации работ создавайте новую тему, в которой вы будете собирать "лайки" и комментарии к вашему проекту

Не размещайте свои проекты в чужих темах - они не будут засчитаны в качестве участвующих в номинации конкурса

Быстрый ответ


В целях предотвращения автоматической отправки форм спам-ботами, введите отображённый текст в поле ниже.
:hi: :smile: :wink: :twisted: :sad: :evil: :smoke: :eh: :eek: :fie: :silenced: :razz: :oops: :help: :spy: :insane: :biggrin: :toothless: :ill: :nervious: :weirdface: :pray: :clap: :think: :boxing: :cyclop: :rambo: :zombie: :cry: Ещё смайлики…
   

Вернуться в «Номинация Конкурс проектов "Этот удивительный русский мир"»