Урок-исследование

Описание: Раздел для публикации концепций проектов в рамках номинации

Для публикации работ создавайте новую тему, в которой вы будете собирать "лайки" и комментарии к вашему проекту

Не размещайте свои проекты в чужих темах - они не будут засчитаны в качестве участвующих в номинации конкурса

Инна Александровна
Инна Александровна
Репутация: 0

#1 Инна Александровна » 20.09.2017, 20:55

Урок-исследование

Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова (на основе работы со стихотворением «Скоро стану добычею тленья…»)

(урок литературы для иностранных учащихся)

Основа урока – стихотворение Н.А. Некрасова «Скоро стану добычею тленья…» (1876 г.)

Последовательность работы:

а) на планшете дается каждая строка стихотворения отдельно;

б) учащиеся формулируют возникшие у них вопросы, гипотезы, записывают их;

в) учитель, при необходимости, дополняет;

г) заканчивается исследование постановкой обобщающих вопросов;

д) по ходу работы или при постановке обобщающих вопросов составляется опорная схема, которая может дополняться и уточняться в дальнейшем.

Работа со стихотворением

1. Скоро стану добычею тленья.

Вопрос. Что произошло?

2. Тяжело умирать, хорошо умереть.

Вопрос. Может ли так быть? Что происходит с человеком, если он делает такой страшный вывод? Но почему так спокойно звучат эти четыре слова? (Два наречия, два глагола – одинаковость?)

3. Ничьего не прошу сожаленья,

Вопрос. Почему? Один? Обида? Мужество?

4. Да и некому будет жалеть.

Вопрос. Почему так? Нет родных? Близких? Друзей? Любимой? Какие чувства ощущаются в первой – четвертой строках? (трагизм, усталость). Каким образом? (лексика, построение словосочетаний, предложений).

5. Я дворянскому нашему роду

Вопрос. Из дворянской семьи? Какой она была?

6. Блеска лирой моей не стяжал.

Вопрос. Род. Это обо всех дворянах? Или только о семье? Шестая строка – лексика высокого стиля. Но не ирония ли здесь звучит? Почему? А если не «дворянскому роду», значит, кому-то другому «стяжал»? Кому?

7. Я настолько же чуждым народу

8. Умираю, как жить начинал.

Вопрос. Случайно ли рифмуются два понятия «дворянский род» и «народ»? Существуют ли логическая и интонационная связи между пятой-шестой и седьмой-восьмой строками? Почему сделан такой горький вывод? Не потому ли, что чужой среди своих, но и не свой среди чужих? Почему так? Какое чувство испытывает написавший эти строки? (Горечь от сознания бесплодности прошедшего и безнадежности будущего).

9. Узы дружбы, союзов сердечных -

10. Все порвалось; мне с детства судьба

11. Посылала врагов долговечных,

12. А друзей уносила борьба.

Вопрос. Кто был другом? О каких «союзах сердечных» говорится? Почему все порвалось? Причины? Вторая часть – объяснение? Кто враги? Почему с детства? Почему «судьба посылала»? Почему «долговечных»? О какой борьбе идет речь? Почему она уносит друзей, а не судьба? Какие чувства переданы в девятой-двенадцатой строках? (Боль, одиночество).

13. Песни вещие их недопеты,

Вопрос. О каких песнях идет речь? Почему они «вещие»?

14. Пали жертвою злобы, измен

15. В цвете лет; на меня их портреты

16. Укоризненно смотрят со стен.

Вопрос. Что произошло с друзьями? Почему? Тринадцатая-пятнадцатая строки – опять лексика высокого стиля. Почему? Почему смотрят укоризненно? Что же совершил умирающий? При их жизни или после? Понимание своей вины – это просьба о прощении? Но ведь тех, перед кем виноват, нет в живых? К кому же обращена просьба? Какие чувства выражены в тринадцатой-шестнадцатой строках? (вина, сожаление, прощание).

Обобщающие вопросы

1.​ В какой форме написано стихотворение? Почему? (Монолог).

1.​ Что вызывает самые горькие чувства? (Семья, народ).

1.​ О чем еще рассказывает поэт? Что его волнует? (Называются темы).

1.​ Как доносит свои мысли и чувства автор до читателя? (Определяются особенности поэзии).

1.​ Находит ли читатель ответы на все вопросы в самом стихотворении?

1.​ Какой же вывод делается? (Обращение к биографии и творчеству поэта).

Название раздела: Номинация Конкурс проектов "Этот удивительный русский мир"
Описание: Раздел для публикации концепций проектов в рамках номинации

Для публикации работ создавайте новую тему, в которой вы будете собирать "лайки" и комментарии к вашему проекту

Не размещайте свои проекты в чужих темах - они не будут засчитаны в качестве участвующих в номинации конкурса

Быстрый ответ


В целях предотвращения автоматической отправки форм спам-ботами, введите отображённый текст в поле ниже.
:hi: :smile: :wink: :twisted: :sad: :evil: :smoke: :eh: :eek: :fie: :silenced: :razz: :oops: :help: :spy: :insane: :biggrin: :toothless: :ill: :nervious: :weirdface: :pray: :clap: :think: :boxing: :cyclop: :rambo: :zombie: :cry: Ещё смайлики…
   

Вернуться в «Номинация Конкурс проектов "Этот удивительный русский мир"»