#1 Анастасия » 06.08.2017, 21:47
* Материалы предоставлены Т.Т.Черкашиной
При копировании или любом ином варианте использования требуются ссылки на источник.
1. Познакомьтесь с мнением ректора МГУ им. М.В. Ломоносова В. Садовничего по поводу реформ системы образования: "Высшая школа в России призвана давать фундаментальные знания, а не оказывать образовательные услуги - говорит ученый. Согласитесь или опровергните его точку зрения, опираясь на свой опыт и знания.
Для справки: Виктор Садовничий является автором около 300 научных работ, написал 25 учебников, монографий, стал академиком, лауреатом двух Государственных премий, получил мировое признание, сделался авторитетнейшим специалистом в области образования...
На какие мысли наталкивает его неожиданный ответ на вопрос "Вы можете сказать о себе: "Я образованный человек"? - "Мне не хватает некоторых знаний"
Что это? Жеманство? Желание набить себе цену? Вам решать. Но ученый с мировым именем, коим является ректор МГУ им. М.В. Ломоносова добавил: "Я образованный человек, ну, если только с какими-то оговорками..."
2. Что такое образование сегодня? Как устроена система образования в современной России?
До недавнего времени в Советском Союзе образование было бесплатным. Страна после октября 1917 года преодолела грандиозный скачок от сохи до космического корабля. Подавляющее большинство жителей дореволюционной России не умели читать и писать. Несмотря на идеологические установки система среднего, среднего специального и высшего образования давала прочные знания. Мировое признание получило большое количество ученых. С 1901 года 26 выходцев из России стали лауреатами Нобелевской премии за фундаментальные изобретения и открытия в разных областях знаний.
Современная система образования в России переживает кардинальные изменения. Да и сам мир кардинально изменился.
Сегодня основное общее образование по-прежнему остается бесплатным и длится 11 лет. Состоит из 3-з ступеней:
1) начальное среднее (полное) образование (1-4 годы обучения в школе);
2) базовое общее образование (5- 9 годы обучения в школе);
3) среднее (полное) общее образование (10-11 годы обучения в школе).
Наряду с бесплатными школами в России сегодня есть платные негосударственные школы, лицеи, гимназии, вузы. Школьники сдают экзамены после окончания 9-го и 11-го классов:
• Если школьник в 9 классе, ему нужно сдать ГИА по русскому языку и математике на оценку не ниже «удовлетворительно», чтобы пойти в 10 класс или колледж/техникум.
o Если ограничений по здоровью нет, ГИА сдается в форме ОГЭ.
o Если есть ограничения по здоровью, ГИА сдается в форме ГВЭ-9.
• Если школьник в 11 классе, ему нужно сдать ГИА по русскому языку и математике и минимум два предмета по выбору на оценку не ниже «удовлетворительно», чтобы закончить школу, по желанию, поступить в вуз.
o Если ограничений по здоровью нет, ГИА сдается в форме ЕГЭ.
o Если есть ограничения по здоровью, ЕГЭ сдается в форме ГВЭ-11.
По результатам экзаменов плюс экзамены по профилю высшего учебного заведения, в который собирается поступать абитуриент, происходит зачисление в вуз. Некоторым вузам разрешено проводить внутренние экзамены по профильным дисциплинам. Выпускники школ получают аттестат о среднем образовании.
Высшая школа в России с 2009 года проводит обучение своих студентов по двухуровневой Болонской системе: бакалавриат и магистратура. Следует признать, что у этой системы есть много сторонников, но не меньше и противников.
В российских образовательных организациях знания учащихся традиционно оцениваются по 5-ти балльной шкале: от "1" до "5" баллов, где 5 (отлично) - это высший балл.
Учебный год в России начинается 1 сентября и заканчивается в мае. В июне школьники и студенты сдают экзамены. Летом они отдыхают.
На рынке труда не только в России, но и во всем мире существует жесткая конкуренция. Работодатель заинтересован принимать на работу специалистов, имеющих опыт работы в конкретной сфере.
3. Какова роль и миссия современного учителя? Выразите свое отношение к словам С. Солвейчика.
4. Если бы от Вас зависело решение вопроса о том, какой должна быть система образования, чтобы Вы сказали?
5. Педагогика высшей школы, формируя новую профессиональную элиту общества, не может остаться в стороне от проблем глобализирующегося мира с его трансформацией и пересмотром традиционных ценностных установок, затрагивающих основы мировоззрения. Стремительно меняющийся мир навязывает молодому человеку новые модели поведения. Может ли молодежь приспособиться к новым культурным моделям? Выскажите свою точку зрения по этому поводу.
[b]6. Рассматривая аксиологическую функцию культуры с лингвопрагматических, дидактических позиций, фундаментальные свойства культуры можно заключить, что они как феномен не зависят от полноты ее освоения отдельным индивидом. Известный педагог А.С Макаренко писал по этому поводу : «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – педагоги». Что Вы можете сказать по этому поводу?
7. Процесс воспитания, взращивания человека в человеке – очень трудоемкий и длительный. Так, С.П. Капица, советский и российский учёный-физик, просветитель, телеведущий, главный редактор журнала «В мире науки», вице-президент РАЕН, отвечая на вопрос корреспондента "АиФ", почему "человечество оказалось слабым звеном прогресса? Компьютеры стали суперсовершенными, а мы остались такими же, как миллион лет назад", сказал: "А вы взгляните на те же компьютеры. В них есть, грубо говоря, «железо» и программное обеспечение. Программное обеспечение стоит в 10–20 раз дороже «железа», потому что продукт интеллектуального труда создать гораздо тяжелее. Так и с человечеством. «Железа» – энергии, оружия – у нас сколько угодно. А программное обеспечение – назовите это культурным потенциалом – отстаёт." Ваша точка зрения по этому вопросу.
8. Надо ли насаждать культуру или человек впитает ее сам? Не секрет, что до недавнего времени воспитательный, да и учебный процесс "дрейфовал" по усмотрению отдельных школ и вузов в каком угодно направлении, пока сама молодежь не продемонстрировала обществу самоубийственность такого пути. Многовековая заповедь "Не убий!", усвоенная и принятая человечеством, не требовала пояснений, она требовала исполнения. На наш взгляд, это в какой-то мере оправдывает выбор С.П. Капицей императивных форм глаголов в призыве: "Культуру надо насаждать! Даже силой. Иначе всех нас ждет крах...Пора внедрять добро!" Выскажите свою позицию по этому вопросу.
9. Какова роль учителя, преподавателя в становлении нового человека? О роли и миссии учителя русского языка и литературы сказано много. Прочитайте точку зрения профессора Т.Т. Черкашиной и выразите свою позицию по обсуждаемому вопросу.
Так, на Нюрнбергском процессе один из идеологов Третьего рейха признался, что по тайному распоряжению фюрера его канцелярия изучала характер русских по классическим произведениям известных писателей и пришла к ожидаемому главным нацистом выводу: Платон Каратаев из романа Л.Н. Толстого "Война и мир" – это типичный русский мужик, а Илья Ильич Обломов – типичный русский интеллигент. Этот вывод гарантировал немецкой армии молниеносную победу над Советским Союзом. Не случайно на западе до сих пор спорят, кто такой Обломов, мечтатель, философ, бездельник? Русский человек при всем его трудолюбии всегда был очень мечтательным. Молочная река, кисельные берега – известные концептырусских народных сказок, в которых герои тщетно пытались отыскать землю обетованную, где не нужно работать, где богатство и благополучие приходят сами собой. Именно таков Илья Ильич Обломов. Он способен долго мечтать, упиваясь своим воображением. Вместе с тем тот же Илья Ильич после попытки Штольца вернуть его к активной жизни в споре с ним передает свое восприятие этих "энтузиастов", с которыми он столкнулся после недели насыщенной светской жизни: "Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! Что водит их в жизни? Вот они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку? Войдешь в залу и не налюбуешься, как симметрически рассажены гости, как смирно и глубокомысленно сидят – за картами. Нечего сказать, славная задача жизни! Разве это не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?".Как оказалось, не так прост и Платон Каратаев, и Илья Ильич Обломов. Нацисты просчитались: изучать характер русских нужно было по главному герою романа Н. Островского "Как закалялась сталь" (1932), именно Павка Корчагин был кумиром поколения победителей, рожденных в двадцатых годах прошлого столетия. Геббельс не ошибся, заявив, что Вторую мировую войну выиграл простой учитель русского языка и литературы, потому что это именно он учил "оставлять поля в тетрадях, но не в боях".
-
Вложения
-
- Вузы и школа - акторы.docx
- (126.42 КБ) 288 скачиваний