ВУЗы и школы в современной России

Описание: Форум предназначен для:
- консультирования и взаимодействия для лиц, занимающихся продвижением русского языка, культуры, науки и образования в государствах-участниках СНГ, Абхазии, Южной Осетии по вопросам продвижения, поддержки и укрепления позиций русского языка, популяризации российской науки, культуры и образования.
- повышения эффективности деятельности русских школ за счет предоставления информации нормативно-правового, образовательного, научного, просветительского, культурно-эстетического характера.
Изображение

Анастасия
Анастасия
Репутация: 143

#1 Анастасия » 06.08.2017, 21:47

* Материалы предоставлены Т.Т.Черкашиной
При копировании или любом ином варианте использования требуются ссылки на источник.


1. Познакомьтесь с мнением ректора МГУ им. М.В. Ломоносова В. Садовничего по поводу реформ системы образования: "Высшая школа в России призвана давать фундаментальные знания, а не оказывать образовательные услуги - говорит ученый. Согласитесь или опровергните его точку зрения, опираясь на свой опыт и знания.

Для справки: Виктор Садовничий является автором около 300 научных работ, написал 25 учебников, монографий, стал академиком, лауреатом двух Государственных премий, получил мировое признание, сделался авторитетнейшим специалистом в области образования...
На какие мысли наталкивает его неожиданный ответ на вопрос "Вы можете сказать о себе: "Я образованный человек"? - "Мне не хватает некоторых знаний"
Что это? Жеманство? Желание набить себе цену? Вам решать. Но ученый с мировым именем, коим является ректор МГУ им. М.В. Ломоносова добавил: "Я образованный человек, ну, если только с какими-то оговорками..."

2. Что такое образование сегодня? Как устроена система образования в современной России?

До недавнего времени в Советском Союзе образование было бесплатным. Страна после октября 1917 года преодолела грандиозный скачок от сохи до космического корабля. Подавляющее большинство жителей дореволюционной России не умели читать и писать. Несмотря на идеологические установки система среднего, среднего специального и высшего образования давала прочные знания. Мировое признание получило большое количество ученых. С 1901 года 26 выходцев из России стали лауреатами Нобелевской премии за фундаментальные изобретения и открытия в разных областях знаний.

Современная система образования в России переживает кардинальные изменения. Да и сам мир кардинально изменился.

Сегодня основное общее образование по-прежнему остается бесплатным и длится 11 лет. Состоит из 3-з ступеней:
1) начальное среднее (полное) образование (1-4 годы обучения в школе);
2) базовое общее образование (5- 9 годы обучения в школе);
3) среднее (полное) общее образование (10-11 годы обучения в школе).

Наряду с бесплатными школами в России сегодня есть платные негосударственные школы, лицеи, гимназии, вузы. Школьники сдают экзамены после окончания 9-го и 11-го классов:

• Если школьник в 9 классе, ему нужно сдать ГИА по русскому языку и математике на оценку не ниже «удовлетворительно», чтобы пойти в 10 класс или колледж/техникум.
o Если ограничений по здоровью нет, ГИА сдается в форме ОГЭ.
o Если есть ограничения по здоровью, ГИА сдается в форме ГВЭ-9.
• Если школьник в 11 классе, ему нужно сдать ГИА по русскому языку и математике и минимум два предмета по выбору на оценку не ниже «удовлетворительно», чтобы закончить школу, по желанию, поступить в вуз.
o Если ограничений по здоровью нет, ГИА сдается в форме ЕГЭ.
o Если есть ограничения по здоровью, ЕГЭ сдается в форме ГВЭ-11.
По результатам экзаменов плюс экзамены по профилю высшего учебного заведения, в который собирается поступать абитуриент, происходит зачисление в вуз. Некоторым вузам разрешено проводить внутренние экзамены по профильным дисциплинам. Выпускники школ получают аттестат о среднем образовании.

Высшая школа в России с 2009 года проводит обучение своих студентов по двухуровневой Болонской системе: бакалавриат и магистратура. Следует признать, что у этой системы есть много сторонников, но не меньше и противников.

В российских образовательных организациях знания учащихся традиционно оцениваются по 5-ти балльной шкале: от "1" до "5" баллов, где 5 (отлично) - это высший балл.
Учебный год в России начинается 1 сентября и заканчивается в мае. В июне школьники и студенты сдают экзамены. Летом они отдыхают.

На рынке труда не только в России, но и во всем мире существует жесткая конкуренция. Работодатель заинтересован принимать на работу специалистов, имеющих опыт работы в конкретной сфере.

3. Какова роль и миссия современного учителя? Выразите свое отношение к словам С. Солвейчика.


4. Если бы от Вас зависело решение вопроса о том, какой должна быть система образования, чтобы Вы сказали?

5. Педагогика высшей школы,
формируя новую профессиональную элиту общества, не может остаться в стороне от проблем глобализирующегося мира с его трансформацией и пересмотром традиционных ценностных установок, затрагивающих основы мировоззрения. Стремительно меняющийся мир навязывает молодому человеку новые модели поведения. Может ли молодежь приспособиться к новым культурным моделям? Выскажите свою точку зрения по этому поводу.

[b]6. Рассматривая аксиологическую функцию культуры
с лингвопрагматических, дидактических позиций, фундаментальные свойства культуры можно заключить, что они как феномен не зависят от полноты ее освоения отдельным индивидом. Известный педагог А.С Макаренко писал по этому поводу : «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – педагоги». Что Вы можете сказать по этому поводу?

7. Процесс воспитания, взращивания человека в человеке – очень трудоемкий и длительный. Так, С.П. Капица, советский и российский учёный-физик, просветитель, телеведущий, главный редактор журнала «В мире науки», вице-президент РАЕН, отвечая на вопрос корреспондента "АиФ", почему "человечество оказалось слабым звеном прогресса? Компьютеры стали суперсовершенными, а мы остались такими же, как миллион лет назад", сказал: "А вы взгляните на те же компьютеры. В них есть, грубо говоря, «железо» и программное обеспечение. Программное обеспечение стоит в 10–20 раз дороже «железа», потому что продукт интеллектуального труда создать гораздо тяжелее. Так и с человечеством. «Железа» – энергии, оружия – у нас сколько угодно. А программное обеспечение – назовите это культурным потенциалом – отстаёт." Ваша точка зрения по этому вопросу.

8. Надо ли насаждать культуру или человек впитает ее сам? Не секрет, что до недавнего времени воспитательный, да и учебный процесс "дрейфовал" по усмотрению отдельных школ и вузов в каком угодно направлении, пока сама молодежь не продемонстрировала обществу самоубийственность такого пути. Многовековая заповедь "Не убий!", усвоенная и принятая человечеством, не требовала пояснений, она требовала исполнения. На наш взгляд, это в какой-то мере оправдывает выбор С.П. Капицей императивных форм глаголов в призыве: "Культуру надо насаждать! Даже силой. Иначе всех нас ждет крах...Пора внедрять добро!" Выскажите свою позицию по этому вопросу.

9. Какова роль учителя, преподавателя в становлении нового человека? О роли и миссии учителя русского языка и литературы сказано много. Прочитайте точку зрения профессора Т.Т. Черкашиной и выразите свою позицию по обсуждаемому вопросу.
Так, на Нюрнбергском процессе один из идеологов Третьего рейха признался, что по тайному распоряжению фюрера его канцелярия изучала характер русских по классическим произведениям известных писателей и пришла к ожидаемому главным нацистом выводу: Платон Каратаев из романа Л.Н. Толстого "Война и мир" – это типичный русский мужик, а Илья Ильич Обломов – типичный русский интеллигент. Этот вывод гарантировал немецкой армии молниеносную победу над Советским Союзом. Не случайно на западе до сих пор спорят, кто такой Обломов, мечтатель, философ, бездельник? Русский человек при всем его трудолюбии всегда был очень мечтательным. Молочная река, кисельные берега – известные концептырусских народных сказок, в которых герои тщетно пытались отыскать землю обетованную, где не нужно работать, где богатство и благополучие приходят сами собой. Именно таков Илья Ильич Обломов. Он способен долго мечтать, упиваясь своим воображением. Вместе с тем тот же Илья Ильич после попытки Штольца вернуть его к активной жизни в споре с ним передает свое восприятие этих "энтузиастов", с которыми он столкнулся после недели насыщенной светской жизни: "Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! Что водит их в жизни? Вот они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку? Войдешь в залу и не налюбуешься, как симметрически рассажены гости, как смирно и глубокомысленно сидят – за картами. Нечего сказать, славная задача жизни! Разве это не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?".Как оказалось, не так прост и Платон Каратаев, и Илья Ильич Обломов. Нацисты просчитались: изучать характер русских нужно было по главному герою романа Н. Островского "Как закалялась сталь" (1932), именно Павка Корчагин был кумиром поколения победителей, рожденных в двадцатых годах прошлого столетия. Геббельс не ошибся, заявив, что Вторую мировую войну выиграл простой учитель русского языка и литературы, потому что это именно он учил "оставлять поля в тетрадях, но не в боях".
Вложения
Вузы и школа - акторы.docx
(126.42 КБ) 26 скачиваний

Рубик
Рубик
Репутация: 17

#2 Рубик » 02.09.2017, 19:18

Так чем, на ваш взгляд, является образование сегодня - услугой или ...?
Актуальная тема для обсуждения. Почему услуга рассматривается как негатив?
Опыт работы в коммерческом образовательном учреждении даёт мне право сказать, что подход "Школа и университет не парикмахерская и прачечная" в корне не верен. Это вещи не сопоставимые. Однако по отношению к услугам консалтинга-инжиниринга негатива нет.
Так может проблема в неверной трактовке понятия "УСЛУГА" ?
Услуга - набор обязательных элементов, определённого качества и это правильно. Студенты, родители должны быть уверены в качестве приобретаемого продукта! Это репутация компании (университета, школы)!

Максим Скрябин
Максим Скрябин
Репутация: 70

#3 Максим Скрябин » 05.09.2017, 16:15

Можно пойти другим путем, говорить об образовании как о базовой комлпектации гражданства. Как пенсия. никто же не говорит о том что пенсия это услуга. или медстраховка. можешь брать то что дают, можешь обеспечить себе накопительную часть.

Анна Денисова
Анна Денисова
Репутация: 66

#4 Анна Денисова » 05.09.2017, 16:38

Было у нас сильная система советского образования, которая давала фундаментальные знания. А сейчас это сервис. Остались правда педагоги, которые исподтишка!!! продолжают воспитывать и образовывать.

Алекс
Алекс
Репутация: 40

#5 Алекс » 05.09.2017, 19:51

Может ли молодежь приспособиться к новым культурным моделям?
Хорошего вечера!
Молодёжь как раз очень быстро приспосабливается к новым культурным моделям, мы можем даже говорить о проявлении префигуративной культуры (классификация М.Мид), в которой не только дети учатся у родителей, но и родителям приходится учиться у своих детей

Олег Логинов
Олег Логинов
Репутация: 262

#6 Олег Логинов » 06.09.2017, 21:52

Патриотизм - пятое чувство, которое должно развиваться в человеке с рождения. Это часть внутреннего стержня личности, ибо личность без понимания Родины, причастности к своему народу, без осознания себя части своей культуры, не может быть целостной. И не смейте подменять понятия! Патриотизм - это не слепая вера лидеру, патриотизм - есть проявление самосознания. Патриотизм необходимо подкреплять не словами, а поступками.

Алексей Шиловский
Алексей Шиловский
Репутация: 18

#7 Алексей Шиловский » 06.09.2017, 22:16

Согласен с АЛЕКСОМ. Молодёжи сложнее приходится, когда она попадает в среду, работающую по старой системе. При другой скорости, интенсивности и системе координат, молодой мозг зависает от недостатка мощности поступающего потока.

Савва
Савва
Репутация: 39

#8 Савва » 07.09.2017, 18:44

Надо ли насаждать культуру или человек впитает ее сам?
Моё мнение - вопрос не корректен.
насаждать - слово в негативной коннотации, по отношению к культуре насаждения быть не может
но и само по себе ни чего не вырастет, а если вырастет, то не то что ожидали(
Культуру нужно - транслировать, прививать, всячески демонстрируя своё положительное отношение к ней (любовь, восхищение), поскольку "только личным примером" - залог эффективного воспитания!

Роза
Роза
Репутация: 102

#9 Роза » 09.09.2017, 18:22

4. Если бы от Вас зависело решение вопроса о том, какой должна быть система образования, чтобы Вы сказали?

Система образования должна быть комплексной, в нашей стране должно быть целевое образование, должна быть система оценки реальных знаний, не тестовая, конечно. Мне также кажется разумным включать в оценочную систему самопрезентацию для оценки уровня мотивации студента.

Мистер Жор
Мистер Жор
Репутация: 80

#10 Мистер Жор » 09.09.2017, 20:13

Образование, базовое образование или высшее образование - это не услуга, услуга - это курсы кройки и шиться для начинающих, или уроки вождения, какие-то навыки, которые ты получаешь в обмен на свои деньги. Высшее образование - это не просто высшая ступень профессионального образования, это, в первую очередь, определенный уровень культуры и мышления. Следующие после высшей школы уровни- это уже вклад в науку, какие могут быть услуги?

Колос
Колос
Репутация: 121

#11 Колос » 09.09.2017, 22:36

Это печальная ситуация Анна. Действительно и сады и школы перевели в область услуг. Теперь у нас не воспитатели, а наблюдатели. А учителя голосовое сопровождение учебника. Какие там воспитательные работы, классные собрания, решение общих проблем?!
Все старались оградить учителей от хамства учеников, а в результате разве это будет? хамство то появляется тогда, когда у педагога нет контакта с учеником. А начитывая учебные материалы, контакт не начитаешь.
Для всех эмоций и переживаний - вон есть психолог. Обратился ребенок к психологу, сразу звонок родителям - мы на вас соц. службу натравим, вашему ребенку нужна помощь психолога! Конфликты в классе никого уже не волнуют.
Мне кажется, если все переводить в сферу услуг, отношение между клиентом (родителями) и исполнителем (учителем) станут только жестче. Какой клиент потерпит, что ему не додают услугу и поэтому его чадо получает плохие оценки?!

Джуно
Джуно
Репутация: 93

#12 Джуно » 09.09.2017, 23:17

Реформы, объявленные на заре перестройки, превратились в долгострой, обречённый на саморазрушение.

К сожалению, должна согласиться с этим неутешительным заявлением. Тестовая система показывает только то, насколько хорошо человек умеет решать тесты, мы загоняем учеников в рамки, они перестают думать, остаются неграмотными.
Китайцы для сдачи тестов просто заучивают правильные ответы на вопросы. Я смотрю как наши дети пишут тесты при подготовке, но при этом ничего не узнают, не изучают, пе пытаются осмыслить. Это программирование на бездумную работу, не думаю что следует радоваться очередным стобальникам, если по факту они не смогут использовать свои навыки.

Геральд
Геральд
Репутация: 83

#13 Геральд » 10.09.2017, 00:38

Мда, хотели чтобы нашу систему образования начали принимать во всем мире, получили обратный эффект. Даже печально это писать...

Мария Орлова
Мария Орлова
Репутация: 68

#14 Мария Орлова » 10.09.2017, 21:15

Геральд, что за упадничество???
Введение ступенчатой системы образования позволило бизнесу быстрее получать рабочую силу с достаточным уровнем образования для выполнения базовых и наиболее многочисленных задач, а молодое поколение получило возможность в более короткий срок осваивать профессию и начинать трудовую деятельность. При этом многие продолжают образование уже получив четкое представление о том какую специализацию им следует выбирать. а, не все идеально, так и Москва не сразу строилась! Вы хотите на несколько лет реформ установить идеальный порядок в самой масштабной системе высшего образования в мире?

Канат Джумагалиев
Канат Джумагалиев
Репутация: 42

#15 Канат Джумагалиев » 11.09.2017, 18:16

Все эти ГИА ЕГЭ и прочее безусловно рассчитаны на другой тип мышления, нежели в мое время. Это более быстрое восприятие что-ли. Плохо это или хорошо, покажет время, но на пустом месте заявлять что следует все отменить и взять что-то новое я бы не стал.

Кирилл Смирнов
Кирилл Смирнов
Репутация: 42

#16 Кирилл Смирнов » 11.09.2017, 19:09

"Педагогика высшей школы, формируя новую профессиональную элиту общества, не может остаться в стороне от проблем глобализирующегося мира с его трансформацией и пересмотром традиционных ценностных установок, затрагивающих основы мировоззрения."
Я за то, чтобы это было действительно так. Педагоги не только должны проходить дополнительное обучение, но еще и тонко чувствовать какие знания будут актуальны через 3-4 года. Сколько анекдотов про то что выпускники ВУЗов выходят с устаревшими знаниями, не могут работать на современном оборудование, с современными технологиями, и им приходится еще доплачивать за то, что бы получить актуальные знания.

Полина Попенко
Полина Попенко
Репутация: 50

#17 Полина Попенко » 11.09.2017, 20:26

Образование нельзя прерывать! Это бесконечный процесс повышения квалификации. Только такой подход способен обеспечить качественных специалистов на рынке труда.

Александр Филиппов
Александр Филиппов
Репутация: 39

#18 Александр Филиппов » 12.09.2017, 19:32

Полина, прямо в точку! Поэтому нужно содействовать с бизнесом, для поддержания профессионального образования.

ОрлоFF
ОрлоFF
Репутация: 25

#19 ОрлоFF » 13.09.2017, 19:18

Меня задели слова, сказанные выше:
8. Надо ли насаждать культуру или человек впитает ее сам? Не секрет, что до недавнего времени воспитательный, да и учебный процесс "дрейфовал" по усмотрению отдельных школ и вузов в каком угодно направлении, пока сама молодежь не продемонстрировала обществу самоубийственность такого пути. Многовековая заповедь "Не убий!", усвоенная и принятая человечеством, не требовала пояснений, она требовала исполнения. На наш взгляд, это в какой-то мере оправдывает выбор С.П. Капицей императивных форм глаголов в призыве: "Культуру надо насаждать! Даже силой. Иначе всех нас ждет крах...Пора внедрять добро!" Выскажите свою позицию по этому вопросу.

Культу нужно насаждать,это очень правильное утверждение. Человеческий мозг с легкостью впитывает только то что удобно. Остальное должно быть насаждено либо через мотивацию, либо через принуждение. Да, и такие методы тоже имеют место быть. К примеру, нормы обязательные к выполнению для блага всего общества детям часто прививают через "нельзя". Наше общество было долгое время "зашорино", привитие толерантности и всепонимания проходит очень болезненно и с большим сопротивлением общества. Поэтому я считаю приемлемым насаждать нормы и культуру.

Голь
Голь
Репутация: 16

#20 Голь » 13.09.2017, 19:53

Так чем, на ваш взгляд, является образование сегодня - услугой или ...? предложите свой ответ.
На наш взгляд, это все-таки высшее образование не услуга. Школа и университет не парикмахерская и прачечная. Это место, где формируется национальная элита. Это и воспитание, и формирование личности, и развитие культурных навыков, тяги к познанию... Да, на Западе, говоря о получении образования, оперируют рыночным термином "услуга". На наш взгляд, университет призван дать человеку образование, с которым будет связана его карьера, вся его жизнь.
Считаете ли вы, что термин "услуга" применительно к учебе в высшем учебном заведении в России приживется?

Мне, как преподавателю курсов, которые по сути своей являются услугой, несколько неприятна эта тема. Считаю своим долгом расставить все точки на и. Есть базовое образование, высшее, профессиональное и дополнительное. Все это - услуги, образовательные услуги. Смиритесь. Но вопрос отношения к этой услуге весьма животрепещущий. Показатель качества это услуги - уровень образованности, а не удовольствие студента. Студент по сути своей - не потребитель услуги, а продукт. Потребителем будет тот, кто будет использовать новые навыки студента. А это может быть как отучившийся студент, так и государство или работодатель. Поэтому негожие студенты должны отбраковываться. Это скорее учебные заведения, не желающие в угоду бизнеса отказаться от "прибыльного кусочка", развращают восприятие образовательных услуг как элитарной, только для способных, услуги.


Название раздела: Форум для лиц, занимающихся продвижением русского языка, культуры, науки и образования в государствах-участниках СНГ, Абхазии, Южной Осетии
Описание: Форум предназначен для:
- консультирования и взаимодействия для лиц, занимающихся продвижением русского языка, культуры, науки и образования в государствах-участниках СНГ, Абхазии, Южной Осетии по вопросам продвижения, поддержки и укрепления позиций русского языка, популяризации российской науки, культуры и образования.
- повышения эффективности деятельности русских школ за счет предоставления информации нормативно-правового, образовательного, научного, просветительского, культурно-эстетического характера.
Изображение

Быстрый ответ


В целях предотвращения автоматической отправки форм спам-ботами, введите отображённый текст в поле ниже.
:hi: :smile: :wink: :twisted: :sad: :evil: :smoke: :eh: :eek: :fie: :silenced: :razz: :oops: :help: :spy: :insane: :biggrin: :toothless: :ill: :nervious: :weirdface: :pray: :clap: :think: :boxing: :cyclop: :rambo: :zombie: :cry: Ещё смайлики…
   

Вернуться в «Форум для лиц, занимающихся продвижением русского языка, культуры, науки и образования в государствах-участниках СНГ, Абхазии, Южной Осетии»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость