#4 Анастасия » 06.08.2017, 21:35
* Материалы предоставлены Т.Т.Черкашиной
При копировании или любом ином варианте использования требуются ссылки на источник.
Знаменитые люди России
Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов
(1711 – 1765)
Замечательный русский учёный-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году на севере России в семье крестьянина-рыбака. В то время сыну крестьянина было практически невозможно получить образование. Только к двенадцати годам Ломоносов научился читать: школы в их бедной деревне никогда не было. Но мальчик очень хотел учиться, и в 19 лет он пешком с рыбным обозом отправляется в Москву. В Москве с большим трудом ему удалось поступить учиться в Славяно-греко-латинскую академию. Для этого ему пришлось выдать себя за дворянского сына, так как крестьянских детей в Академию не принимали. Необыкновенные способности Ломоносова были замечены: через пять лет он был отправлен для продолжения образования в Петербург, а оттуда – за границу. Сын крестьянина, только в 12 лет научившийся читать, в 34 года становится профессором химии Петербургской Академии Наук. Ломоносовым была создана первая в России научная химическая лаборатория. Трудно перечислить все вопросы, исследованиями которых занимался Ломоносов. Им написаны труды и по химии, и по физике, и по геологии, и по астрономии, и по географии, и по метеорологии.
Ломоносов был не только гениальным учёным, но и талантливым художником, поэтом. Историком и филологом. В 1755 году им была написана первая научная грамматика русского языка. По его инициативе и по его проекту в 1755 году был основан Московский университет, который теперь носит его имя.
Своими открытиями Михаил Васильевич Ломоносов обогатил почти все области знаний. Многие его идеи более чем на сто лет опередили науку того времени.
Послетекстовые задания
Задание 1. Составьте 10 вопросов к тексту.
Задание 2. Составьте и напишите назывной и вопросный планы текста.
Задание 3. Расскажите о деятельности какого-либо учёного вашей родины, ответив на следующие вопросы:
1) В каком веке жил этот учёный?
2) В какой области науки он работал?
3) Какие открытия принадлежат этому учёному?
4) Какое значение имеют его работы для развития науки?
РУССКИЙ МАТЕМАТИК СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА КОВАЛЕВСКАЯ
(1850 – 1891)
Имя первой русской женщины-математика Софьи Васильевны Ковалевской известно всему миру. Рассказ о её жизни – это увлекательная история о девушке, полюбившей свободу и математику.
Она родилась в 1850 году в Москве в богатой семье. Когда девочке было 8 лет, семья уехала из Москвы в деревню. Там прошло её детство. Училась она удивительно легко. Особенно она увлекалась математикой. Любопытно, как произошло её первое знакомство с высшей математикой. Стены в детской комнате были оклеены лекциями по математическому анализу. Формулы, которые девочка видела ежедневно, врезались в её память. С 15 лет она начала систематически изучать курс высшей математики, но поступить в университет Софья Васильевна не могла: в то время в России девушек не принимали в университеты и высшие школы.
Когда Софье Васильевне исполнилось 18 лет, она уехала учиться в Германию. Она едет в Берлин, потому что хочет слушать лекции знаменитого немецкого математика профессора Карла Вейерштрасса. Но профессор читал лекции в Берлинском университете, куда женщины тоже не допускались. Сам Вейерштрасс тоже считал, что в университете, а особенно на математическом факультете, женщинам учиться нельзя. Но Софья Васильевна пошла к профессору Вейерштрассу и добилась, чтобы он проэкзаменовал ее. Профессор дал ей задачи, которые сам считал очень трудными. Но когда Ковалевская на следующий день пришла к нему и принесла решённые задачи, он понял, что перед ним талантливый математик. Профессор согласился заниматься с ней индивидуально.
Когда Ковалевской исполнилось 24 года, ей присудили учёную степень доктора философских наук. Эту степень присуждали за выдающиеся заслуги в математике, физике и химии.
С дипломом доктора наук Ковалевская приехала в Петербург, но ей предложили преподавать арифметику в младших классах гимназии, потому что женщины в царской России имели право преподавать только в младших классах и только в гимназиях. Софья Васильевна начинает в это время заниматься литературой, она не только выдающийся математик, но и талантливый писатель. Но, конечно, в первую очередь, она хочет заниматься своим любимым делом – математикой. Для этого ей приходится уехать из России, и в 1884 году она уезжает в Стокгольм в Швецию. Там Ковалевская не только преподавала, но и вела большую научную работу. За две свои научные работы она получила международные премии: премию Парижской и Шведской Академий наук. В 1889 году её избрали членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.
Послетекстовые задания
Задание 1. Составьте назывной и вопросный планы текста.
Задание 2. Используя свой план, перескажите текст.
ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ РЕФОРМАТОР ПЕТР АРКАДЬЕВИЧ СТОЛЫПИН
(1862 – 1911)
Предтекстовые здания
Задание 1. Слушайте и повторяйте слова и словосочетания. Постарайтесь понять их значение без словаря. Запомните их.
войти в историю = стать известным
покушение (-ия) (на кого?)= попытка убить человека
совмещать два поста = занимать две должности
взять курс = развиваться, идти, двигаться в конкретном направлении
крылатые фразы = всем известные фразы, высказывания
оперировать (чем?) = пользоваться (чем?)
обретать-обрести (что?) = приобретать = приобрести (что?)
Задание 2. Прочитайте текст. Разбейте его на смысловые абзацы, дайте им название.
Пётр Аркадьевич Столыпин происходил из дворянского рода, родился Столыпин 2 (14) апреля 1862 года в столице Саксонии, в городе Дрездене. Во время учёбы в гимназии выделялся среди гимназистов рассудительностью и характером. В 19 лет Пётр, окончив гимназию в г. Орле и получив аттестат зрелости, уехал в Санкт-Петербург, где поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета. Во время обучения Столыпина одним из преподавателей университета был знаменитый русский учёный Д. И. Менделеев. Он принимал у него экзамен по химии и поставил «отлично».
В российской истории начала XX века Столыпин известен в первую очередь как реформатор и государственный деятель, сыгравший значительную роль в реформировании экономики России. Столыпин был премьер-министром. На этом посту, который он занимал вплоть до своей гибели, Столыпин провёл целый ряд законопроектов, которые вошли в историю как столыпинская аграрная реформа. Главным содержанием этой реформы было введение частной крестьянской земельной собственности. Среди других мероприятий Столыпина на посту премьер-министра особое значение имеют введение земства в западных губерниях, ограничение автономии Великого княжества Финляндского, изменение избирательного законодательства и роспуск II-ой Думы, положившие конец революции 1905—1907 годов. Во время выступлений перед депутатами Государственной Думы проявились ораторские способности Столыпина. Его фразы: «Не запугаете!» и «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» - стали крылатыми. Подавление революции сопровождалось казнями отдельных её участников по обвинению в бунте, терроризме и поджогах помещичьих усадеб. Вследствие принятых мер, революционный террор был подавлен, перестал носить массовый характер. Государственный порядок в стране был сохранён. Впоследствии Столыпина резко осуждали за столь жёсткие меры. Смертная казнь у многих вызывала неприятие, и её применение напрямую стали связывать с политикой, проводимой Столыпиным. В обиход вошли термины «скорострельная юстиция» и «столыпинская реакция». Лев Толстой в статье «Не могу молчать!» выступил против военно-полевых судов и соответственно политики правительства. Его поддержали многие известные люди того времени. В своей речи от 13 марта 1907 года перед депутатами II Думы премьер обосновывает свою точку зрения на жесткие меры военно-полевых судов:
«Государство может, государство обязано, когда оно находится в опасности, принимать самые строгие, самые исключительные законы, чтобы оградить себя от распада.
Бывают, господа, роковые моменты в жизни государства, когда государственная необходимость стоит выше права и когда надлежит выбирать между целостью теорий и целостью отечества».
Особая заслуга Столыпина – аграрная реформа. Оценку реформы Столыпина затрудняет то обстоятельство, что реформа не была осуществлена полностью вследствие трагической гибели Столыпина. Сам Столыпин предполагал, что все задуманные им реформы будут осуществлены комплексно (а не только в части аграрной реформы) и дадут максимальный эффект в долгосрочной перспективе (по словам Столыпина, требовалось «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего»). Заслуживает отдельной оценки политика Столыпина относительно Сибири, состоявшая в поощрении переселения на её незаселённые просторы крестьян из европейской части России. Это переселение было частью аграрной реформы. В Сибирь переселились около 3 млн. человек. Только в Алтайском крае во время проводимых реформ было основано 3415 населённых пунктов, в которых поселились свыше 600 тысяч крестьян из европейской части России, составивших 22 % жителей округа. Они ввели в оборот 3,4 млн. десятин пустующих земель. Для переселенцев в 1910 году были созданы специальные железнодорожные вагоны. От обычных они отличались тем, что одна их часть во всю ширину вагона предназначалась для крестьянского скота и инвентаря. Оценка деятельности Столыпина как его современниками, так и историками неоднозначна и носит полярный характер. В ней одни выделяют только негативные моменты, другие, напротив, считают его «гениальным политическим деятелем», человеком, который мог бы спасти Россию от грядущих войн, поражений и революций
Из личных черт характера современниками особенно выделялось его бесстрашие. На Столыпина планировалось и было совершено 11 покушений. Во время последнего, совершённого в Киеве, Столыпин получил смертельное ранение, от которого через несколько дней умер.
Ещё при жизни П. А. Столыпин обрёл не только яростных критиков, но и преданных сторонников. В 1911 году В. В. Розанов, тяжело переживавший убийство П. А. Столыпина, в статье «Террор против русского национализма» писал: «Вся Русь почувствовала, что её ударили… пошатнувшись, она не могла не схватиться за сердце». И в другом месте: «Что ценили в Столыпине? Я думаю, не программу, а человека: вот этого «воина», вставшего на защиту, в сущности, России». Философ И. А. Ильин и после смерти П. А. Столыпина считал, что «государственное дело Столыпина не умерло, оно живо, и ему предстоит возродиться в России и возродить Россию».
Послетекстовые задания
Задание 1. Найдите в тексте ответы на следующие вопросы:
1. Какое место в российской истории занимает П.А. Столыпин?
2. Кем был П.А. Столыпин? Какой пост он занимал?
3. Какое название получили законопроекты, которые он провёл, будучи премьер-министром Российской империи?
4. Каково главное содержание столыпинских реформ?
5. За принятие какого закона П.А. Столыпин подвергся самой большой критике и почему?
6. Какое решение П.А.Столыпина положило конец революции 1905-1907 гг.?
7. На какое личное качество П.А. Столыпина указывали его современники?
8. Каково происхождение П.А. Столыпина?
9. Какое образование он получил?
10. В чём состояла заслуга Столыпина по освоению Сибири?
11. Как оценивали деятельность П.А. Столыпина его современники?
Задание 2. Прослушайте текст снова. Какой информации о
П.А. Столыпине не было в предыдущем тексте? Запишите эти предложения, воспользуйтесь словами для справки:
выходец из дворянской семьи; любитель русской литературы; творец реакционного избирательного закона; автор и исполнитель земельной реформы, реформы об уравнивании крестьян в правах с другими сословиями, веротерпимости, гарантии свободы совести, введения всеобщего начального образования; верный слуга самодержавия.
Петр Аркадьевич Столыпин. Выходец из дворянской семьи. Занимал ответственные государственные посты: был гродненским, затем саратовским губернатором, министром внутренних дел, председателем Совета Министров. В разные периоды жизни он был не одинаков: любитель русской литературы, отец многочисленного семейства, любящий муж и отец, но вместе с тем с его именем связано введение закона о военно-полевых судах, по приговорам которых только за 8 месяцев их действия было казнено (с августа 1906 г.) 1100 человек. Это один из творцов реакционного избирательного закона от 3 июня 1907 г., увеличивавшего в составе Государственной Думы представительство от помещиков за счет представительства от трудящихся и национальных районов. Это и автор, и исполнитель земельной реформы 1906-1910 гг., несостоявшихся разработанных им реформ об уравнивании крестьян в правах с другими сословиями, веротерпимости, гарантии свободы совести, введения всеобщего начального образования. Но при всём своём противоречии по убеждениям П.А Столыпин - верный слуга самодержавного режима. 1 сентября 1911 г. он был смертельно ранен в Киеве и через несколько дней скончался.
Задание 2. Прочитайте текст «Реформы Столыпина», постарайтесь понять его без словаря. Составьте конспект, отразив основные направления реформ П.А. Столыпина.
Свои реформы Столыпин проводил с 1906 года, когда был назначен премьер-министром до самой смерти 5 сентября, наступившей от пуль убийц.
Аграрная реформа. Кратко говоря, основной целью аграрной реформы Столыпина было создание широкой прослойки богатых крестьян. В отличие от реформы 1861 года, упор делался на единоличного собственника, а не на общину. Прежняя, общинная форма сковывала инициативность работящих крестьян, а теперь, освободившись от общины, они могли резко увеличить эффективность своего хозяйствования. Закон от 14.06.1910 гласил, что отныне «каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли». Столыпин считал, что зажиточное крестьянство станет настоящей опорой самодержавия. Важной частью столыпинской аграрной реформы стала деятельность кредитного банка. Это учреждение продавало крестьянам в долг земли, либо государственные, либо выкупленные у помещиков. Причём процентная ставка по кредиту для самостоятельных крестьян была вдвое ниже, чем для общин. Через кредитный банк крестьяне приобрели в 1905-1914 гг. около 9 с половиной миллионов гектаров земли. Однако при этом меры в отношении неплательщиков были жёсткими: земля у них отбиралась и снова поступала в продажу. Таким образом, реформы не только давали возможность приобрести землю, но и побуждали активно на ней работать.
Земство. Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было.
Реформа промышленности. Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях: о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д. К сожалению, позиции промышленников и рабочих (а также тех, кто подстрекал последних к неповиновению и бунту) были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других.
Национальный вопрос. Столыпин прекрасно понимал всю важность этого вопроса в такой многонациональной стране, как Россия. Он был сторонником объединения, а не разобщения народов страны. Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. – с тем, чтобы наибольшей взаимной пользой они вливались в нашу огромную державу. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России.
Задание 3. На основе полученной информации составьте краткую характеристику П.А. Столыпина, расскажите о его личных и профессиональных качествах. Выразите свою точку зрения на его стиль руководства, воспользовавшись для этого следующими моделями:
С одной стороны, с другой стороны, наоборот, напротив, в то же время, всё же, однако, в противоположность (чему?), в отличие( от чего?), само собой разумеется, конечно, безусловно, очевидно, действительно, видимо, по-видимому, с нашей точки зрения, на наш взгляд, по нашему мнению и др.
Задание 5. Составьте вопросный, назывной и тезисный планы к тексту. Работайте в парах. Задавайте вопросы своему партнёру, следите за его ответом. Изложите основное содержание текста.
Задание 6. Прочитайте текст «Политическая и экономическая ситуация в России в конце 19-го - начале 20-го века». Сопоставьте его с предыдущим текстом и напишите реферат на тему «Роль П.А. Столыпина в реформировании России». Составьте план реферата.
На стыке XIX и XX века общество вступило в новую фазу своего развития, капитализм стал мировой системой. Россия вступила на путь капиталистического развития позже стран Запада и поэтому попала во второй эшелон стран, такие страны называли "молодыми хищниками". В эту группу входили такие страны, как Япония, Турция, Германия, США. Скорость, с которой развивалась Россия, была очень высока, этому способствовала уже развитая Европа: она оказывала помощь, делилась опытом, а также направляла экономику в нужное русло. После экономического подъема 90-х годов, Россия пережила тяжелый экономический кризис 1900-1903 годов, затем период длительной депрессии 1904-1908 годов. С 1909 по 1913 года экономика России сделала ещё один резкий скачок. Объём промышленного производства вырос в 1,6 раза, процесс монополизации экономики получил новый импульс, в результате кризиса слабые, маленькие предприятия разорились, что и ускорило процесс концентрации промышленного производства. В результате этого в 80-90 годы временные предпринимательские объединения были замещены крупными монополиями; картелями, синдикатами (Продуголь, Проднефть и т.д.). Одновременно шло укрепление банковой системы (Русско-Азиатский, Петербургский международный банки). Вывоз капитала из России не получил особого размаха, что объяснялось как недостатком финансовых средств, так и потребностями освоения огромных пространств страны, но в конце концов Россия включилась в борьбу за сферы влияния, что и повлекло за собой войну с Японией, одной из стран второго эшелона.
Русская деревня стала сосредоточением пережитков феодальной эпохи. Важнейшими из них были крупные помещичьи землевладения, широко практиковались отработки, являющие собой прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с ее переделами тормозили модернизацию крестьянского хозяйства.
Социально-классовая структура страны отражала характер и уровень её экономического развития. Наряду с формированием классов буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нём продолжали существовать и сословные деления - наследие феодальной эпохи. Буржуазия занимала ведущую роль в экономике страны в XX веке, до этого она не играла сколько-нибудь самостоятельной роли в общественно-политической жизни страны, так как она была полностью зависима от самодержавия, вследствие чего и оставались аполитичной и консервативной силой. Дворянство, которое сосредоточило более 60% всех земель, стало главной опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою однородность, сближаясь с буржуазией. Крестьянство, составлявшее 3/4 населения страны, было также затронуто социальным расслоением общества (20% – кулаки, 30% – середняки, 50% –бедняки). Между полярными его слоями возникали противоречия. В начале XX века класс наёмных рабочих насчитывал 16.8 млн. человек. Он был неоднороден, большая часть рабочих состояла из недавно пришедших в город крестьян, но ещё не потерявших связь с землей. Ядром этого класса стал фабрично-заводской пролетариат, который насчитывал более 3 млн. человек.
Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия. Хотя в 70-х годах XIX века был сделан шаг по пути превращения государственного строя в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма. Закон гласил: "Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный". До 1905 года высшим государственным органом в России был государственный совет, постановления которого имели рекомендательный характер для царя.
Особой проблемой для правительства в эти годы был национальный вопрос. 57% населения России были иностранного происхождения, и они подвергались всякого рода дискриминации со стороны русских чиновников. В этих отношениях Россия не только притесняла те или иные народы, но и сталкивала их между собой. Многие под давлением русскоязычного населения эмигрировали в ближайшие страны запада, там нанимались на работу. Заметную часть эмигрантов составили люди, которые целью своей жизни ставили борьбу с царизмом.
В России начала нарастать революционная ситуация (1905-1907). Из всего этого можно сделать вывод, что России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику России. Во главе этих реформ должен был встать умный и честный человек, для которого очень важна была судьба России. Им стал Петр Аркадьевич Столыпин.
-
Вложения
-
- Знаменитые люди России.docx
- (36.23 КБ) 500 скачиваний