#20 Анастасия » 13.09.2017, 22:17
19. В чем проявляется самобытность русской языковой картины мира, «особенная стать России»?
Коренными, архетипичными чертами русской ментальности, в которых отражены особенности национального самосознания и социокультурной практики, является ориентация на эмоциональную открытость, истинность и содержательную значимость. Национальный характер, национальная ментальность получают отражение также в культуре деловых отношений. Национальный характер – это совокупность наиболее значимых, определяющих черт этноса и нации, по которым можно отличить представителей одной нации от другой.
Именно в России родились оригинальные идеи и особое миропонимание, которых нет ни в восточной, ни в западной культурах, что позволило Ф.И. Тютчеву всего в четырех строчках своих философских стихов задать иностранцам задачу, которую они до сих пор не могут решить:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
«Особенная стать» рождает мифы и легенды о «загадочной русской душе». К ее коду пытались и не оставляют попыток подобрать ключи спецслужбы многих государств. Так, мудрый политик, опытный интриган, известный полководец, настоящий патриот своей державы, Отто фон Бисмарк, первый канцлер Германской империи, в совершенстве знавший русский язык, внушал: «Русские очень медленно запрягают, но зато очень быстро ездят». Тщательно, с немецким педантизмом изучив историю России и менталитет ее народа, он с огромным уважением относился к суровой северной стране и предупреждал: «Никогда не воюйте с русскими. Это погубит вас и Германию. ... Русских нельзя победить, мы убедились в этом за сотни лет, но ... им можно привить лживые ценности, и тогда они победят сами себя!»
Идет время, но цементирующая русскость, берущая свое начало от крещения Руси, прошедшая сквозь войны, революции, время сталинских репрессий, периоды застоя и безвременья «лихих 90-х», превратно понятого либерализма, неизменна. Как бы ни пытались навязать ложный стыд за «хомосоветикус», «совок», великая культура предков и научные достижения современников (первый человек, полетевший в космос, – гражданин СССР и т.п.) не позволяют размыть базовые ценности, усвоенные русскими на генетическом уровне. Всероссийская акция «Бессмертный полк» убедила мир, что Россия духовно едина и непобедима: «Все те же мы, нам целый мир – чужбина» - по-современному звучат строки стихотворения А.С. Пушкина «19 октября». И, несмотря ни на что, наперекор всем потугам перекроить сознание россиян, система и структура русского архетипа остается неизменной. В сказке «Финист-ясный сокол» рефреном звучат стихи Р. Рождественского, объясняющие многое:
И кричали враги потрясенные:
«Может, русские заколдованы?!
Их сожжешь огнем, а они живут!
Их пронзишь стрелой, а они живут!
Их убьешь сто раз, а они живут!
А они живут и сражаются!..»
«Восточность» русских имеет духовные «скрепы» не с Востоком в целом, а именно с Ближним Востоком, с сирийцами, греками, армянами, коптами и др. У Византии русские позаимствовали централизованный государственный аппарат, налоговую систему, отсутствие сословной иерархии, сельские общины и городские коммуны, многокупольные храмы, традиции иконографии и герб с двуглавым орлом. После падения Византии, Русь стала ее идейной преемницей, Москву стали называть «Третьим Римом». Фактически с этого момента Русь ассоциируется как последнее православное царство, в основу ментальности которого легло мессианское сознание русских. А.Блок выразил энергию двойственной русской души, гордо заявив: «Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы...» Впоследствии эта мессианская роль была исторически подтверждена: именно Русь заслонила собой Европу от полчищ хана Батыя в XIII веке, именно русские освободили Юго-Восток Европы от турецкого рабства и вынесли на своих плечах всю тяжесть двух мировых войн XX века. Справедливости ради следует подчеркнуть, что русичи и кочевники не только воевали, но и дружили, торговали между собой. Ряд ученых считает, что самодержавие, централизм и крепостничество – это результат татарского влияния. Русский философ С.Н. Трубецкой считал, что «Московское государство возникло благодаря татарскому игу».
Таким образом, можно согласиться с выводом П. Бицилли: . «национальная культура проявляет себя решительно во всех областях человеческой деятельности. Хозяйство, семейный быт, право, государственность, наука, искусство – все это «части» одной и той же культуры, все это объединено общим «духом» и носит на себе отпечаток общего «культурного стиля». Бессмысленно делить культуру на «материальную» и «духовную», как делают часто: «печной горшок» – продукт деятельности духа в той же степени, как и «кумир Бельведерский».