Русское культурное пространство: эпоха в лицах

Описание: Информационно-консультационные материалы по вопросам продвижения, поддержки и укрепления позиций русского языка, популяризации российской науки, культуры и образования

Анастасия
Анастасия
Репутация: 143

#1 Анастасия » 13.09.2017, 21:35

Информационно-консультационные материалы по вопросам продвижения, поддержки и укрепления позиций русского языка, популяризации российской науки, культуры и образования для соотечественников и лиц иностранного происхождения, интересующихся изучением русского языка, образованием на русском языке, русской культурой и наукой в государствах – участниках СНГ, Абхазии и Южной Осетии.

«Русское культурное пространство: эпоха в лицах»


Автор Черкашина Татьяна Тихоновна
Последний раз редактировалось Анастасия 13.09.2017, 21:41, всего редактировалось 1 раз.

Анастасия
Анастасия
Репутация: 143

#2 Анастасия » 13.09.2017, 21:41

1. Прочитайте фрагменты из работы Ю.М. Лотмана, известного культуролога, философа, основателя тартуской школы семиотики «Русская культура в духовной жизни мира» и скажите, как ученый объясняет неоднозначность толкования истоков русской культуры. Приведите примеры для аргументации своей позиции. Можете также воспользоваться информацией, изложенной в ниже следующих текстах. Воспользуйтесь специальными языковыми средствами, характерными для выяснения точки зрения вашего партнера по общению, а также для изложения собственного мнения:
Выяснение точки зрения партнераИзложение собственной точки зрения
Как вы относитесь к поднятой проблеме?У меня следующая точка зрения...
Что Вы думаете по этому поводу?Я полагаю/считаю/думаю...
По-вашему мнению, Ю.М. Лотман прав?Я склонен думать, что...
Как Вы смотрите на обозначенную проблему?С моей точки зрения/По-моему...

Ни одна страна в мире не окружена такими противоречивыми характеристиками ее истории, как Россия, и ни один народ в мире так по-разному не оценивается, как русский. Это объясняется тремя причинами:
- во-первых, резкой поляризованностью русского характера (по удачной терминологии Н. Бердяева), в котором каждая большая его добродетель странным образом совмещается с совершенно противоположными чертами: доброта - с жестокостью; крайнее свободолюбие - с деспотизмом; альтруизм - с эгоизмом; самоуничижение - с национальной гордыней и шовинизмом и т.д.;
- во-вторых, крайне плохой осведомленностью в русской истории как у нас в стране, так и за рубежом;
- в-третьих, особенностями самой русской истории.

Анастасия
Анастасия
Репутация: 143

#3 Анастасия » 13.09.2017, 21:45

2. Как на Западе оценивают приверженность России к Востоку? Познакомьтесь с точкой зрения Ю.М. Лотмана по этому поводу и выразите свое отношение к данной проблеме.

Ведь каждая культура занимает место среди культур мира только благодаря тому самому высокому, чем она обладает. И хотя с мифами и легендами о русской истории разбираться коротко очень трудно, на одном круге вопросов мы все же остановимся.

Россия - это Восток или Запад? Сейчас на Западе принято относить Россию и ее культуру к Востоку. Но что такое Восток и Запад?

Что такое Запад и западная культура, мы отчасти понимаем, но что такое Восток и что такое восточный тип культуры - совсем не ясно. Есть ли границы между Западом и Востоком на географической карте? Есть ли различие между русскими, живущими в Петербурге, и теми, кто живет во Владивостоке, хотя принадлежность Владивостока к Востоку отражена в самом названии этого города? Культуры Армении и Грузии относятся к восточному типу или к западному? Думаю, что ответа на эти вопросы и не потребуется, если мы обратим внимание на одну чрезвычайно важную особенность Руси, России. Россия расположена на огромном пространстве, объединяющем различные народы явно обоих типов. С самого начала в истории трех народов, имевших общее происхождение - русских, украинцев, белорусов, - играли особую роль их соседи. Именно поэтому первое историческое сочинение - "Повесть временных лет" XI века - начинает свой рассказ о Руси описанием - с кем соседствует Русь, какие реки куда текут, с какими народами соединяют. На севере это скандинавские народы - варяги (целый конгломерат народов, к которым принадлежали будущие датчане, шведы, норвежцы, "англяне"). На юге главные соседи - греки, жившие не только собственно в Греции, но и в непосредственном соседстве с Русью - по северным берегам Черного моря. Затем отдельный конгломерат народов - хазары. Значительную роль в освоении христианской письменной культуры играли болгары и их письменность.

Анастасия
Анастасия
Репутация: 143

#4 Анастасия » 13.09.2017, 21:45

3. Россия - многонациональная страна. Что объединяет народы, населяющие Россию? В чем состоит историческая миссия России? Что по этому поводу говорит Ю.М. Лотман и о чем предлагает задуматься?

Государство Русь с самого начала было многонациональным. Многонациональным было и окружение Руси. Учитывая весь тысячелетний опыт русской истории, мы можем говорить об исторической миссии России. В этом понятии "историческая миссия" нет ничего мистического. Миссия России определяется ее положением среди других народов тем, что в ее составе объединилось более трехсот народов - больших, великих и многочисленных, требующих защиты. Великая русская река Волга объединяла русских, тверских карел, марийцев, мордву, удмуртов, чувашей, татар, немцев, калмыков. В том, что страна, создавшая одну их самых гуманных универсальных культур, имеющая все предпосылки для объединения многих народов Европы и Азии, явилась в то же время одной из самых жестоких национальных угнетательниц, прежде всего своего собственного народа - русского, заключается один из самых трагических парадоксов истории - парадоксов, в значительной мере явившихся результатом поляризованности русского характера. Но поляризованность характера не означает поляризованности культуры.

Анастасия
Анастасия
Репутация: 143

#5 Анастасия » 13.09.2017, 21:47

4. Прочитайте текст и познакомьтесь с некоторыми традициями русского народа. Что нового Вы узнали для себя? Какие еще традиции, в которых отражена мифологичность сознания русских Вам известны?

Древние традиции народного творчества называют зеркалом русской души. Культура входит в нашу жизнь с ласковыми словами материнской колыбельной, она прослеживается в пестушках, потешках, прибаутках, загадках, сказках, которые рассказывают бабушки. У русской культуры свой неповторимый и своеобразный язык, свои неповторимые черты, свой голос. Наши предки, древние славяне, жили по берегам рек и озер, в дремучих лесах, вблизи непроходимых болот. Они были язычниками, верили в природные силы, вещие предсказания. В сознании народа постепенно складывалась красочная, яркая картина мира. Мифологичность сознания русских имеет древние корни. В представления древних славян земля и небо, и все живое обладало волшебной силой, поэтому в сказках Мать-Сыра-Земля давала богатырскую силу, существовала живая и мертвая вода. Древние люди верили в существование Кощея Бессмерного, Змея Горыныча, Бабу Ягу, Чудо-юдо, Кикимору, Водяного, русалок и т.п. И пусть в реальной жизни не было ковров-самолетов, но человеческое воображение рисовало их в своих мечтах

В русских народных песнях, ритуалах, плясках, хороводах, заговорах, заклинаниях нашли отражение народные обряды, которые традиционно подразделялись на семейные и календарные. Ритм жизни русского крестьянина зависел не только от смены времен года, но и от капризов природы. И сегодня в России провожают зиму и встречают весну ярким сжиганием чучела Зимы. Масленица - праздник зимний по времени, но по смыслу - ожидание весны. Самым древним праздником были Святки, которые совпадали со временем солнцестояния. В Святках воедино слились и языческие традиции - коляда, и христианские - Рождество и Крещение. В Крещение было принято купаться в проруби. Считалось, что ледяная вода способна защитить от напастей и хворей. Обычай в Крещение окунуться в прорубь сохранилась до сих пор. На пятидесятый день после Пасхи отмечали и продолжают отмечать Троицу- праздник плодородия. Среди семейных праздников наиболее распространены родины, крестины, сватовство, свадьба, похороны. И сегодня во время сватовства русские повторяют "Нам нужна не рожь и не пшеница, а красная девица", "У вас товар - у нас купец".

Широко были распространены выступления бродячих "артистов", шутов, скоморохов. Скоморохи устраивали свои представления с прирученным медведем, они плясали, надевали маски зверей, всячески веселили и смешили публику. Без них и пир не пир, и свадьба не свадьба. Сейчас в роли скоморохов выступают артисты, известные певцы. После Крещения Руси скоморохи подвергались гонениям, но еще долго русские люди привечали их, прятали от преследования священников. Уличный народный театр берет свое начало со скоморошьих прибауток, в которых, на первый взгляд, не было никакого смысла:

Зовут меня зовуткой,
Величают уткой...
Двор крыт светом
Да обнесен ветром.
Зерна ни крохи -
Одни блохи.
Скотины - таракан да жужелица,
Посуды - крест да пуговица,
Одежи – мешок да холста лоскуток.

Анастасия
Анастасия
Репутация: 143

#6 Анастасия » 13.09.2017, 21:53

5. В русском фольклоре отражены героические страницы истории. Прочитайте текст и выразите свое отношение к истокам формирования русской культуры.

Русская культура, уходящая своими корнями в язычество, возникла не меньше двух тысяч лет тому назад. Свидетельством этому являются произведения устного народного творчества - героические песни - былины, или старины. Былины от слова «быль», т.е. то, что было, прославляли силу, храбрость русских богатырей. Одним из любимых народом богатырей был пахарь, или оратай, Микула Селянинович, которому помогает сама Мать- Сыра-Земля. В мирной жизни он пахарь, но если пришли на Русскую землю недруги, он возьмется за меч. В каждой русской сторонужке прославляли своих богатырей-защитников Русской земли. Наиболее известны из них - Микула, Святогор, Вольга, Василий Буслаев, Садко, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Наряду с вымыслом в былинах много исторических примет, реальных деталей. Богатыри в одиночку сражаются с несметными полчищами, налетевшими черными ворогами, и бьют поганых три дня и три ночи напролет «хлеба-соли не едаючи, ключевой водицы не пиваючи, себе отдыха не даваючи». Богатыри готовы принять смерть, но не готовы запятнать себя бегством с поля битвы.

В летописях немало историй, в которых невозможно отличить правду от вымысла. Так, известна история, рассказанная летописцем, о спасении осажденного печенегами города Белгорода, который преграждал путь к Киеву: жители отважно защищали свой город, но запасы воды и пищи иссякли, и жителям ничего не оставалось, как сдасться в плен. Один старец посоветовал: «Продержитесь хотя бы еще три дня и сделайте то, что я вам скажу». Рассчитывать на милость победителей русичи не могли, и они послушались мудреца, который предложил жителям собрать остатки пропитания: по горстке овса, пшеницы и отрубей и приготовить из них что-то среднее между киселем и кашей. Жители вырыли три колодца, вставили в них 2 кадки с получившимся варевом, в третью кадку налили мед. После этого старец предложить позвать свирепых печенегов на переговоры. Печенеги, решившие не идти на приступ крепости, а взять русичей измором, были уверены, что в городе-крепости кончились продукты, а тут им предлагают щедрые угощенья. Увидев все это, печенеги отправились восвояси.

Анастасия
Анастасия
Репутация: 143

#7 Анастасия » 13.09.2017, 21:56

6. Почему в русских народных сказках добро всегда побеждает зло? Как в этом проявляется оптимистическая направленность русского самосознания?

Целостная, многогранная картина мира русского народа с его представлением о добре и зле, о трудолюбии, бедности и богатстве со свойственной русской ментальности логикой рассуждений и морально-нравственных оценок создается и в русских волшебных сказках. Любимыми героями народных сказок, на которых выросло не одно поколение русских, являются Емеля из сказки "По щучьему веленью", Иван-дурак, которого ласково называют Иванушкой-дурачком. Именно эти герои в восприятии студентов из Японии – патологические бездельники и недотепы, получающие награду, не совершившие ничего полезного. Японцы считают героев этих сказок безнравственными и удивляются, что они весьма популярны в России, а родители не считают предосудительным читать их детям. Как мы помним, Иван-дурак помогает всем, кто в этом нуждается, из жалости и сострадания, причем помогает бескорыстно. Однако в русских сказках есть еще один персонаж – набитый дурак, которого наш доблестный, но непрактичный Иванушка-дурачок, сплошь сотканный из противоречий и необдуманных поступков, легко обводит вокруг пальца и выходит из всех самых запутанных и, казалось бы, безвыходных ситуаций победителем.

В известном анекдоте Баба Яга спрашивает Змея Горыныча:
– Ты кого больше всего боишься?
– Угадай.
– Илью Муромца?
– Нет. Здоровый, но ленивый и тупой.
– Добрыню Никитича?
– Нет. Сил много, но прямолинейный.
– А кого?
– Ивана крестьянского сына.
– Почему?
– Дурак-дураком, стреляет куда попало, с жабами целуется. Беспредельщик непредсказуемый.

«В русских сказках, – считает В.В Дунаева, – богатство и жажда власти, с одной стороны, осуждаются («Сказка о рыбаке и рыбке»), а с другой – все к этому приходят. То есть богатство, конечно же, идеал, но идти к нему надо хитро». Это как при формулировке миссии современных корпораций: писать, что целью является прибыль, нельзя. Надо писать, что целью является удовлетворение потребности клиента, подразумевая при этом, что уж он-то заветную прибыль и принесет.

Таким образом, устное народное творчество правдиво отражает распространенные отношения между людьми, навязывая идеальную модель поведения. Оптимистическая направленность русского самосознания, вера в то, что добро всегда победит зло, оправдывает и безделие Емели, и непредсказуемость его поступков, и надежду на авось. Сказочный сценарий – это результат творческой деятельности народа, в котором фиксируются, оформляются оценочные и поведенческие ориентиры. Таким образом, культурное пространство начинает духовно превалировать над человеком как фиксированная система культурных ценностей и норм, создающая стереотипы поведения, чувствования и мышления. Из культурного пространства человек черпает готовые варианты решения множества жизненных проблем. Приспосабливаясь к меняющейся действительности, на основе готовых вариантов решения создаются новые. Культурное пространство – это все многообразие моделей и идеалов человеческой деятельности и все отношения культуры.

Анастасия
Анастасия
Репутация: 143

#8 Анастасия » 13.09.2017, 21:58

7. Ученые, политики, философы, литераторы, лингвисты пытаются определить, что такое русская душа. Прочитайте стихотворение Е. Долматовского «Загадочная русская душа» и выразите свое отношение к его главной идее.

Загадочная русская душа...
Она, предмет восторгов и проклятий,
Бывает кулака мужского сжатей,
Бетонные препятствия круша.

А то вдруг станет тоньше лепестка,
Прозрачнее осенней паутины.
А то летит, как в первый день путины
Отчаянная горная река.

Загадочная русская душа...
О ней за морем пишутся трактаты,
Неистовствуют киноаппараты,
За хвост комету ухватить спеша.

Напрасный труд! Пора бы знать давно:
Один Иванушка за хвост жар-птицы
Сумел в народной сказке ухватиться.
А вам с ним не тягаться все равно.

Загадочная русская душа...
Сложна, как смена красок при рассветах.
Усилья институтов и разведок
Ее понять – не стоит ни гроша.

Где воедино запад и восток
И где их разделенье и слиянье?
Где северное сходится сиянье
И солнечный энергии исток?

Загадочная русская душа...
Коль вы друзья, скажу вам по секрету:
Вся тайна в том, что тайны вовсе нету,
Открытостью она и хороша.

Тот, кто возвел неискренность и ложь
В ранг добродетелей, понять бессилен,
Что прямота всегда мудрей извилин.
Где нет замков – ключей не подберешь.

И для блуждающих во мгле закатной,
Опавших листьев золотом шурша,
Пусть навсегда останется загадкой
Рассвет в апреле –
Русская душа!

Анастасия
Анастасия
Репутация: 143

#9 Анастасия » 13.09.2017, 21:59

8. Докажите или опровергните слова А.С. Пушкина: «Ломоносов сам был первым нашим университетом», опираясь на приведенный ниже текст.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) - русский ученый-естествоиспытатель, химик, физик, астроном, энциклопедист. Пожалуй, нет области знаний, в которой бы не проявился гений Ломоносова. Автор первой научной грамматики русского языка, утвердивший основания современного русского литературного языка, заложил основы физической химии и молекулярно-кинетической теории теплоты. М.В. Ломоносов разработал проект Московского университета. для которого сделал замечательную картину из цветного стекла, которую и сейчас можно увидеть в Санкт-Петербургском университете. Будучи поборником развития отечественного просвещения, науки и экономики, предсказал наличие атмосферы у планеты Венера.

Родился М.В. Ломоносов в небольшой деревеньке на берегу Белого моря в семье моряка-помора и земледельца. Помогая отцу с ранних лет, он выходил с ним в открытое море на маленькой лодке даже при сильном ветре. В 10 лет мальчик самостоятельно выучился грамоте и скоро прочитал все книги, которые были в деревне. Михайло страстно тянулся к знаниям, но школы в деревне не было. В 19 лет он пешком тайком ушел из Холмогор с обозом мороженой рыбы в Москву с единственной целью – учиться. Однако в то время сыну крестьянина нельзя было получить образование. Сообразительный юноша не сказал, что он сын простого крестьянина и был принят в первый класс Славяно-греко-латинской академии, где ученики смеялись над ним открыто, т.к. он был намного старше их. Ломоносов учился и работал, его отличало высочайшее трудолюбие, и когда в школу приехал ученый из Петербурга с целью отобрать 12 лучших учеников, то этим учеником оказался Михайло Ломоносов. Сначала юноша учился в Петербурге, но потом его отправили за границу.

В конце XVII века в России учебниками, открывавшими врата учености, были всего две книги - арифметика Леонтия Магницкого и грамматика Метелия Смотрицкого. Именно по ним и учился будущий великий ученый. В то время грамотными считали даже тех, кто мог написать свое имя, ставя подпись. Людей, которые знали четыре правила арифметики, называли светилами науки. Мудрецами называли тех, кто освоил дроби и Евклидову геометрию. Через пять лет Ломоносов вернулся в Россию и стал работать в Академии наук. Несмотря на гонения со стороны иностранных ученых, которые в то время преподавали в российских университетах, Ломоносову М.В. удалось реализовать свою мечту о доступности российского образования. Под покровительством И.И. Шувалова ему удалось создать Московский университет, который ныне носит его имя. Именно он убедил императрицу в том, что лекции в Московском университете должны читаться исключительно на «российском языке». И с июня 1746 г. М.В. Ломоносов, который, по словам А.С. Пушкина, объединял в своем лице «всю российскую академию и университет», начал читать публичные лекции на русском языке. Не случайно М.В. Ломоносова называют первым реформатором русской научной терминологии: ведь именно он вместо слов-кАлек с голландского, английского и французского стал применять русские термины, при этом оставляя термины, идущие из латинских и греческих корней, единых для всей Европы, т.к. последние были более короткими, чем их дословные переводы на русский язык. Так, в русском языке укоренились слова: вентилятор вместо вертильника и ветродуя, космополит вместо всеградника, монополия вместо единопродавства, редакция вместо правúльной палаты, редактор вместо справщика. М.В. Ломоносов считал: «Многоразличные свойства и перемены, бывающие в сем видимом строении мира, имеют у нас пристойные и вещь выражающие речи…» С М.В. Ломоносова открывается новая страница российской поэзии. Это ему принадлежат известные крылатые слова:

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут...

Анастасия
Анастасия
Репутация: 143

#10 Анастасия » 13.09.2017, 22:01

9. Прочитайте текст «Слово и дело в русской языковой картине мира».

Взаимодействия человека с окружающими предметами прямо или косвенно опосредовано пространством и зафиксировано в качестве базовых категорий культуры в образах, определяющих человеческую деятельность. Так, на северо-западе Руси героем народного эпоса стал человек типа Садко – предприимчивый торговец, мореплаватель, охотник за прибылью, а в Киевской Руси идеал делового человека сложился в лице ремесленника Никиты Кожемяки. Тот факт, что за Уралом, в Сибири, народ вообще не знал рабства, жил в суровых условиях, свидетельствует об особенном характере сибиряков. Их стиль жизни ассоциировался в глазах иностранцев с жизнью медведя: могуч, неповоротлив, доверчив. Выжить иначе там было невозможно. На интересные выводы о национальном характере, о национальном менталитете наталкивают рассуждения об отношении русских к труду, которое нашло свое отражение в символическом образе пахаря, «сеятеля и хранителя» Микулы Селяниновича: вот идет он с мешком за спиной. Пытающийся догнать Микулу всадник в броне (Святогор) кричит ему: «Стой! Что у тебя в мешке?» - «А тяга земная». – «Дай-ка, мол, сюда!» - «Возьми, коль подымешь». Святогор слез с коня, ухватился обеими руками, по колено в землю ушел, а «тяги земной» не сдвинул. Так в былине в символической форме образ пахаря сравнивается с образом богатыря.

В связи с осмыслением категории пространства как семиотического кода культуры, ученые много спорят о национальном характере, но единственный источник, который дает объективные сведения о менталитете русских – это язык: «Его Величество национальный язык … и отражает, и формирует характер своего носителя». Недаром Иван Ильин определял язык как «фонетическое, ритмическое и морфологическое выражение народной души».

Причем, следует подчеркнуть, что как бы ни называли способ формирования и существования представлений человека о мире («языковой промежуточный мир», «языковая репрезентация мира», «языковая модель мира», «языковая картина мира»), суть этого познания заключается в том, что человек, отражая в процессе социальной практики объективный мир, результаты своего познания фиксирует в слове. «Ни внутренняя жизнь человека, ни процессы, протекающие в окружающем мире, не получают своего завершения, пока они не выражены в слове». Из сказанного ясно, что язык отражает мир и культуру и формирует своего носителя.

Так, язык зафиксировал отношение человека к концепту пространство в виде устойчивых выражений, обозначающих понятия «далеко-близко»: В двух шагах, Рукой подать, Под носом; За тридевять земель, Куда Макар телят не гонял, Куда ворон костей не заносил. Основное культуроносное значение фразеологизмов пространственного значения состоит в том, чтобы приписать фрагментам действительности тонко дифференцированные характеристики, и в том, чтобы выразить субъективный, эмоционально-оценочный взгляд на мир. Итак, человека нельзя представить вне культурного пространства, вне языка который моделирует мировоззрение народа в соответствии с «родным» культурным пространством.

Весьма важным обстоятельством является то, что особый тип экономического мышления предпринимателя изначально был предопределен географическим положением России: громадная территория, суровый климат, несметные природные богатства как знаки внешнего мира формировали в русском сознании своеобразную картину мира. Исследователи обращают внимание на тот факт, что своеобразие русского человека находит свое проявление в его стремлении освободиться от каких-либо границ. Как отмечал Ф.Степун: «В этой страшной русской широте самое страшное – жуткая близость идеала Мадонны и идеала Содомского».

Действительно, ширь русской земли способствовала сохранению в продолжение длительного времени представлений, что в этом огромном мире возможно найти место всеобщего счастья и гармонии. Вследствие этого в русской культуре под воздействием данных идеалов формировалось представление о спасении и преображении всего мира.

Анастасия
Анастасия
Репутация: 143

#11 Анастасия » 13.09.2017, 22:03

10. Пространственная организация одно из универсальных средств построения любых культурных моделей. Прочитайте текст о восприятии русскими своего культурного пространства.

Любая культурно-историческая эпоха – это взаимодействие разных стилей, но русская культура через все исторические эпохи пронесла основную идею, нашедшую воплощение в стереотипах национального мировосприятия в канонах, что позволяет говорить о деловой культуре как о сложившейся традиции, ментально ощущаемой социумом. Причем, мир открывается в пространственных представлениях для каждого человека заново. В русском мировоззрении пространство воспринимается как простор, ширь. Подчеркивая эту особенность русского восприятия пространства, Г.Гачев отмечал: «Пространство надо мыслить более живым, родным и конкретным вместилищем жизни живой, а не просто пустотой для неорганического бытия тел». Русский философ Ильин И.А. выделяет следующие особенности русской ментальности в связи с категорией пространства:
- Россия одарила нас бескрайними просторами, ширью уходящих равнин, и просторы эти раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и легкость, каких нет у других народов.
- Нет духовности без свободы; и вот, благодаря нашей свободе, пути духа открыты для нас: и свои, самобытные; и чужие, проложенные другими.
- Но нет духовной культуры без дисциплины; и вот, дисциплина есть наше великое задание, наше призвание и предназначение.
- Не разрешена еще проблема русского национального характера; ибо доселе он колеблется между слабохарактерностью и высшим героизмом.
- Россия одарила нас огромными природными богатствами, и внешними, и внутренними; они неисчерпаемы. Мы родились в этой уверенности, мы дышим ею, мы так и живем с этим чувством, что "и нас-то много, и у нас всего много", что "на всех хватит, да ещё и останется"; и часто не замечаем ни благостности этого ощущения, ни сопряжённых с ним опасностей...
- Не ценит русский человек своего дара: не умеет извлекать его из-под спуда, беспечное дитя вдохновения, не понимает, что талант без труда - соблазн и опасность. Проживает свои дары, проматывает своё достояние, пропивает добро, катится вниз по линии наименьшего сопротивления. Ищет легкости и не любит напряжения: развлечётся и забудет; выпашет землю и бросит; чтобы сгубить одно дерево, погубит пять.
- Горе нам, что не умеем мы беречь наш язык и бережно растить его, в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме, и в ризах его органически выросшего правописания. Не любить его, не блюсти его, значит не любить и не блюсти нашу Родину.

Анастасия
Анастасия
Репутация: 143

#12 Анастасия » 13.09.2017, 22:04

11. К чему привели поиски русских философов в их размышлениях о том, что есть Россия и каково ее место в мире?

«Россия - не просто в будущем, писал Г.Шпет, но в будущем вселенском. Задачи её всемирные, и она сама для себя мировая задача» . Такое исключительное мироощущение приводило русского мыслителя, в какое бы время он ни жил, к тому, что основной смысл его деятельности детерминирован эволюцией национального сознания. Только в русском культурном пространстве сложилась грань, которая разделила правду, истину и справедливость. Для русского человека найти правду – осознать, как надо жить, чтобы всем было хорошо. Только в праведном мире могут исчезнуть человеческие ошибки, нищие станут богатыми, не будет зла. Причем, вся мирская жизнь, в большинстве ее проявлений, воспринималась как греховная, человек обязан был противопоставить ей свой «подвиг» терпения, добра и прощения.

В процессе рассуждений о своеобразии национального мировосприятия напрашивается вывод о том, что человек формирует представление о мире под воздействием окружающей его действительности. Подробно различные варианты текста поведения в зависимости от чина, места службы, места жительства с семиотических позиций проанализировал Лотман Ю.М. Чин определял не реальные, а как бы семиотические свойства человека и «его место в иерархии». Многосословное русское общество создавало эталоны, предписывало следование определенным образцам поведения для каждого сословия. «Непосредственным результатом перемен в отношении к бытовому поведению была ритуализация и семиотизация тех сфер жизни, которые... воспринимались как «естественные». Это нашло свое отражение в чинопочитании, рабской покорности. В результате было создано и закреплено стилевое различие между деловой элитой и основной частью народа. Кроме того, усилилась специфика разделения российского общества (придворное дворянство – провинциальное; офицеры – чиновники; духовенство, купечество, рабочие, крестьянство). «... за первым шагом – семиотизацией бытового поведения, последовал второй – создание стилей в рамках нормы каждодневного быта. Это выражалось, в частности, в том, что определенными пространствами определялись стилевые константы поведения. Переезжая из Петербурга в Москву..., из России в Европу, дворянин – часто бессознательно, но всегда безошибочно – изменял стиль своего поведения... Манера разговора, походка, одежда безошибочно указывали, какое место в стилевой полифонии каждодневного быта занимает тот или иной человек». Посредством пространственных форм восприятия человек активно осваивает мир. Люди различных культур живут в разных универсумах, поэтому «...механическое перенесение пространственных культурных норм с одной культурной модели на другую ведет к разрушительным последствиям».

В качестве наглядного доказательства сказанному напомним, что именно культурное пространство позволяет сосуществовать прошедшим и современным пластам культуры.

Анастасия
Анастасия
Репутация: 143

#13 Анастасия » 13.09.2017, 22:05

12. Как повлияло на развитие культуры Руси монгольское нашествие? Какой символический смысл заложен в старинной легенде о Китеж-граде?

После вторжения монголов на Руси от многих городов ничего не осталось. Батыев набег не затронул Великий Новгород и Псков, Смоленск, Брянск, Изборск, Великий Устюг. Жителям Углича удалось откупиться от завоевателей, отдав им лошадей и провиант. Ущерб был огромен и, казалось, невосполним. Однако уже через полвека Русь оправилась от беды. Зависимость от Золотой Орды не остановила развитие национальной истории и культуры. Золотая Орда оказала свое влияние не только на деловую практику, но и на язык, который впитал в себя и трансформировал «Дух» эпохи, «душу» культуры. Имея это в виду, заметим, что содержанием культурного пространства выступают ценности, нормы, поведенческие эталоны, привнесенные Востоком. Организовывая окружающее пространство, человек создавал знаковую систему, которая становилась еще одним текстом культуры. Так, таможней вначале, например, называли место, куда приносили дань для Хана. Столетия минули после татарского нашествия, татары и русские вполне благополучно соседствуют в одном государстве, но язык хранит отрицательную оценку, связанную с фактом истории: «Незваный гость хуже татарина». Влияние монгольской культуры проявлялось в домашнем обиходе: в домах знати появились ковры, знать стала носить одежды из парчи и других дорогих восточных тканей. Армяки, кафтаны тоже заимствованы у монголов. В русском языке закрепились слова: башня, таможня, сундук, тюфяк, дурак, кулак и др.

В то время широко была распространена легенда о чудесном спасении града Китеж. При приближении к городу войска Батыя этот город таинственным образом становился невидимым для врага, он опускался на дно Святояр-озера. А когда беда миновала, он снова воскресал во всей своей прежней красе. Согласно русским легендам этот чудо город считался землей обетованной, куда не было доступа злым и нечестивым людям. В Китеж-граде проживали лишь праведники. В народе этот город стал символом справедливости, сокровенным местом, раем на земле. Колокольный звон, по преданию, раздавался окрест как глас Божий.

Анастасия
Анастасия
Репутация: 143

#14 Анастасия » 13.09.2017, 22:06

13. Как в языке нашло отражение зависимое поведение крепостных крестьян?

Более чем 300-летнее монгольское влияние резко повернуло страну в сторону Азии, с ее стандартами и традициями делового поведения. Изменились ценностные ориентиры, образ мышления, потому что все, что окружает человека, как подчеркивал Флоренский П.А., взаимосвязано между собой. Разнообразные взаимосвязи формируют особые миры, в которые погружается человек.

Анализируя прошлый опыт российского предпринимательства нельзя не обратить внимание также на то, что в целом русский национальный характер, как и характер делового человека, формировался в условиях вековой крепостной зависимости, когда труд был подневольным. Работая на помещика, крестьянин, естественно, всячески старался тратить как можно меньше своих усилий, и это закрепилось в подсознании, переросло в привычку, превратившись в черту характера: «Работа не волк, в лес не убежит», «Всех дел не переделаешь», «Кабы мужик на печи не лежал, корабли бы за море снаряжал», «Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть» и т.п. Впоследствии православие стало нормой мировосприятия и специфической знаковой системой. Повседневный труд был пронизан религиозными ценностями. На интересные мысли в связи с этим наводят наблюдения за такой грамматической категорией, как несогласованные определения в наименованиях святых: Петр – покровитель рыбаков, Зосима – покровитель пчел, Фрол – покровитель лошадей и т.д. Особенность трудовой деятельности закрепилась в языке в качестве выражений, показывающих постоянство того или иного рода деятельности конкретной семьи. Отсюда, видимо, пошли «Столяровы», «Кожевниковы», «Гончаровы», «Пастуховы», «Каретниковы» и т.п.

Анастасия
Анастасия
Репутация: 143

#15 Анастасия » 13.09.2017, 22:07

14. В культурном пространстве формируются комплексы устойчивых правил. Являясь языком в широком семиотическом смысле, такая система выступает не только как средство коммуникации, но и как модель мира. Проследите, как культурное пространство формирует модели мира?

Известно, что включающиеся в культурное пространство знаки могут быть сгруппированы и описаны при помощи выработанного в лингвистике метода бинарных оппозиций или антиномий (лат. binarius дважды; nomen имя; т.е. два имени, признака и opposition – противоположность): «ночь - день» (хотя есть рассвет, утро, сумерки, вечер); «мужчина - женщина» (между ними ребенок); «правое - левое» (но существует и середина). Бинарность как крайность свойственна русскому человеку: «добро-зло», «черное-белое» «свое-чужое», и т.д. Это противопоставление как категоричность национального характера заложена и в языке. Казалось бы, чистая грамматика – возможность выбора между «ты» и «вы» в русском языке не может не «пролить» свет на отношения между людьми. Выбор этих местоимений не случаен: это или оскорбление, или подчеркнутая уважительность. В основе бинарности лежат особенности человеческого мышления «...принцип двоичности лежит в основе всех известных ранних философских и логических систем». Обживая громадные пространства, русский человек формировал бинарный взгляд на окружающий мир. С одной стороны – бережное отношение ко всему, т.к. все несет на себе божественную печать, с другой «пропади оно все пропадом».

Русский образ жизни характеризуется дистанциями огромных размеров не только в пространственно-территориальном отношении, но и в ценностно-смысловом плане. «Бездонная глубь и необъятная высь сочетаются с какой-то низостью, неблагородством, отсутствием достоинства... Бесконечная любовь к людям, поистине Христова любовь, сочетается с жестокостью. Жажда абсолютной свободы во Христе мирится с рабьей покорностью...».

Двоится душа русского человека, двоится и образ России. Философ Гефтер М.Я. ввел понятие «кентавр», для описания русской культуры. Этот термин стал символом «раздвоения лица России». С одной стороны светлый образ России «белая, Святая Русь» вознесенный в непосредственную близость к Богу; с другой страсть к разрушению, отрицанию порядка, хаос. Как отмечал Бердяев Н.А., у русских людей «...нет западного культа холодной справедливости. У русских отсутствуют буржуазные добродетели, именно добродетели, столь ценимые Западной Европой. Слово «буржуа» в России носило порицательный характер...».

Для нас, однако, представляется важным, что бинарное состояние русского культурного пространства сформировало неповторимую ценностно-нормативную систему, оказало влияние на местоположение человека в культуре. Дело в том, что в процессе жизнедеятельности человек неоднократно пересекает границы различных культурных пространств, перемещаясь из одного в другое, это меняет представление человека о «своем» месте в «родном» социокультурном пространстве. Так, А.Кемпе, специалист по символической логике, еще в конце XIX века писал: «... человеку свойственно мыслить в терминах диадных отношений: мы обычно разбиваем триадные отношения на пару диад...». Об этом предупреждали еще мудрецы Древнего Востока. «Если не будет тьмы, то, как познаешь свет» сказано в Древнекитайском изречении.

История подтверждает, что русское культурное пространство не знало таких переходов: «...природа русского самосознания определяется как дуалистическая, т.е. не приспособленная к гармоническому синтезу троичного типа». Традиционно русское культурное пространство основывалось на двойственности, противоречивости, разорванности. И это неудивительно: Россия – очень пестрая, неоднородная страна как в культурном, так и в религиозном отношениях. Кроме того, немаловажное значение имеет тот факт, что на протяжении многих столетий религия здесь оставалась основной формой общественного сознания, причем, и это влияние было неоднородным: ценности, которые утверждаются разными религиозными конфессиями, существенно отличаются друг от друга, в том числе и в деловой практике, ибо «нельзя быть добрым христианином и заниматься самоосвобождением; нельзя стать Буддой, молясь Богу» . Тот факт, что в России до недавнего времени отсутствовал такой важный институт рыночной экономики, как банки, легко объясняется влиянием Востока. Известно, что ислам весьма негативно относится к ростовщичеству и богатству. Ценностная установка Востока существенно повлияла на деловую среду российского общества в целом, а также на динамику и характер экономического развития страны. Формирование норм и правил игры в сфере бизнеса – прямое следствие расположения России между двумя великими культурными потоками. В отличие от мусульманства, в котором ростовщичество запрещалось, католичество хотя публично не поощряло ростовщичество, но и не осуждало его.

Анастасия
Анастасия
Репутация: 143

#16 Анастасия » 13.09.2017, 22:08

15. Ю.М. Лотман считал, что пространство выступает одним из изначальных символов жизни, воссоздающим «климат культуры». Что по этому поводу думает русский историк - В.Ключевский?

«Великороссия XIII-XV вв. со своими лесами, топями и болотами на каждом шагу представляла поселенцу тысячи мелких опасностей, непредвиденных затруднений и неприятностей, среди которых надобно было найтись, с которыми приходилось поминутно бороться», - заметил В. Ключевский. Именно пространственные представления создают общее мировоззрение, на основе которого возникает общая картина мира. «Способ протяженности должен отныне быть назван прасимволом культуры. Из него можно вывести весь язык форм ее действительности, ее физиогномию... каждой из великих культур присущ свой тайный язык мирочувствования». Становление человека есть вход в окружающее его культурное пространство. «Своей привычкой колебаться и лавировать между неровностями пути и случайностями жизни великоросс часто производит впечатление непрямоты, неискренности. Великоросс часто думает надвое, и это кажется двуедушием.... Природа и судьба великоросса таковы, что приучили его выходить на прямую дорогу окольными путями. Великоросс мыслит и действует, как ходит. Кажется, что можно придумать кривее и извилистее великоросского проселка? Точно змея проползла. А попробуйте пройти прямее: только проплутаете и выйдите на ту же извилистую тропу». Погружаясь в культурное пространство, индивид получает социально детерминированные программы деятельности, ценности, нормы, правила. «В одном уверен великоросс – что надобно дорожить ясным летним рабочим днем, что природа отпускает ему мало времени для земледельческого труда и что короткое великоросское лето умеет еще укорачиваться безвременным нежданным ненастьем. Это заставляет великоросского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время… Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в этой же Великороссии» Подводя итоги рассмотрения данной проблемы, следует заметить, что культурное пространство воплощает образную модель действительности, выступает как модель данной культуры. «Погруженный в культурное пространство человек неизбежно создает вокруг себя организованную пространственную среду».

Тезис о том, что исторической судьбой России стало ее существование на месте пересечения равновеликих культур, верен еще и в той степени, что пересечение не подразумевает забвение собственного, исконно русского идеала.

Анастасия
Анастасия
Репутация: 143

#17 Анастасия » 13.09.2017, 22:10

16. Каким образом язык зафиксировал отношение человека к концептам, входящим в понятие «культурное пространство»?

Рассмотрим устойчивые выражения, обозначающие понятия «далеко-близко»: в двух шагах, рукой подать, под носом; за тридевять земель, куда ворон костей не заносил и др., в которых передана ширь и могущество России. Работая на помещика, русский крестьянин, естественно, всячески старался тратить как можно меньше своих усилий, и это переросло в привычку, превратилось в черту характера, найдя свое выражение в речи: Работа не волк, в лес не убежит, Всех дел не переделаешь, Кабы мужик на печи не лежал, корабли бы за море снаряжал, Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть и т.п. Некоторые русские фамилии отражают особенность трудовой деятельности предков: Столяровы, Кожевниковы, Гончаровы, Пастуховы, Каретниковы, Солдатовы, Матросовы, Коробейниковы, Ткачёвы и т.п. Обращение к истории народа позволяет в обычных словах увидеть традиционные предпочтения, самобытный уклад жизни целой национальной общности, которые сохранились в названиях, именах, просто словах, пришедших из глубины столетий. Так, слово неделя несет в себе название дня, когда ничего не делали (нынешнее воскресенье), после которого наступал трудовой день – по неделе (понедельник). В звуковом строе и структуре слова поле слышны следы древней крестьянской культуры славян – пламя, полымя, которым выжигали участок леса и сеяли хлеб.

Анастасия
Анастасия
Репутация: 143

#18 Анастасия » 13.09.2017, 22:12

17. Непредсказуемость русской души, кажущаяся иностранцам непостижимой, объясняется также ее расположенностью на стыке двух великих цивилизаций – Востока и Запада. Россия является и мостом, и барьером, поэтому ученые называют Россию то азиатской, то европейской страной. Рассмотрим признаки русского национального характера, которые образуют смысловой универсум русского языка:

1. Эмоциональность и широта русской души, о чем свидетельствует высокий эмоциональный накал русской речи, богатство языковых средств для выражения эмоций. Ни в одном языке нет такого разнообразия суффиксов субъективной оценки: душенька, доченька, голубчик; миленький, родненький; ручищи, домище, холодище и др. Широта души может интерпретироваться как максимализм. Читаем у А.Толстого:
Коль любить, так без рассудку;
Коль грозить, так не на шутку...
Коль карать, так уж за дело;
Коль простить, так всей душой.
Коли пир, так пир горой!

2. «Иррациональность», подчеркивающая ограниченность прагматического мышления: Русский Бог авось–небось – да как-нибудь; Авось пронесет, Бог не выдаст – свинья не съест.

3. Смирение, покорность, связанные с фатализмом, синдромом судьбы: надеяться/полагаться на авось (т.е. наугад, на удачу, ничего не обдумывая заранее); на всякий случай; угораздило и др.

4. Приверженность морализированию как стремление абсолютизации добра и зла: Худо жить без ласкового слова; Добро не лихо, ходит по миру тихо; Бедного обижать – себе добра не желать и др.

5. Полярность оценок, неумение и нежелание идти на компромисс: Или пан, или пропал; Все или ничего и др.

Анастасия
Анастасия
Репутация: 143

#19 Анастасия » 13.09.2017, 22:13

18. Является ли языковая общность синонимом слова народ? Прочитайте статью В.С. Литвина «Родина, народ, природа»

Народ может и не быть объединен одним языком (Швейцария). Даже если предположить, что конкретный язык – это действительно национальный язык, нет никаких оснований утверждать, что носители этого языка считают себя единым сообществом. Достаточно вспомнить такие обозначения, как пангерманизм, панславянизм, евроцентризм, глобализм и проч. Все эти понятия мыслимы только вне национальных рамок. Между тем, находясь за пределами родного культурного пространства, человек, отвечая на вопрос, кто он такой, без тени сомнений отвечает: я немец (не баварец, германец, европеец, протестант); я русский (не башкир, бурят, чуваш, белорус и проч.); я китаец и т.д.

Какие ассоциации приходят сразу, когда мы говорим: «Родина»? Как ни странно, а первыми всплывают однокоренные: родной, народ, природа. Еще академик Дмитрий Лихачев в своей книге «Заметки о русском» заметил:«…сколько в русском языке слов с корнем «род»: родной, родник, родина, народ, природа…»

И действительно, слова эти как бы сами слагаются вместе в красивые сочетания: родники родимой природы. А сколько разнообразных смыслов создано за века русскими: рождение, родитель, роженица, родной, породниться, сородич, родственник, дородная, родоначальник... И все эти слова незримой нитью связаны с корнем РОД. А какие еще есть яркие слова-жемчужины, пронизанные добром: Рождество, роднуля, родня, родненький, новорожденный, родимое (пятно), родинка, родничок у новорожденного, роддом… Или, скажем, рожь – злаковое растение, название которого рождено обильным урожаем. А бывают и чудные превращения. На Руси раньше слово уродина было похвальным, приставка у- была усилительная (как в самом слове усилить, то есть сделать что-то еще более сильным), ведь урод – тот, кто рядом с родом. Неслучайно сейчас в польском языке урод значит «красивый». В русском же языке это слово стало антонимом. И как ни смешно, по-другому невольно начинаешь понимать пословицу: «В семье не без урода».

«Родственниками» являются слова уродливый и юродивый. Если говорить о последнем, то грехом считалось обидеть или обидеться на юродивого. Потому-то цари держали при себе юродивых. А кто им еще всю правду скажет? Даль писал: «юродивый – божевольный… народ считал юродивых Божьими людьми…» Так на Руси из века в век складывалось добродушное отношение к тем, кто имеет психические, умственные недостатки, в коих человек сам неповинен.

А если мы передаем лучшие качества, лучшие черты своего рода из поколения в поколение? Пожалуйста, появляется слово порода и его производное – породистый.

Но плохо тем, кто оторвался от своего рода, их называют: отродье или безродный (то есть без роду, без племени, без родни, без любви). Их спасение – породниться с кем-то.

Наш язык дает нам уроки нравственности. Разве не учат нас такие слова, как благородный (рождающий благо) или доброродный. До революции к лицам высшего сословия обращались Ваше (их) благородие! Поэтому, чтобы быть заодно со своим родом (малой семьей), родителями мы объединяемся в народ, населяющий свою родную страну, Родину (большую семью), место, где родились, и восхищаемся своей природой, пьем родниковую воду. Только тогда мы станем родовитыми.

Анастасия
Анастасия
Репутация: 143

#20 Анастасия » 13.09.2017, 22:17

19. В чем проявляется самобытность русской языковой картины мира, «особенная стать России»?

Коренными, архетипичными чертами русской ментальности, в которых отражены особенности национального самосознания и социокультурной практики, является ориентация на эмоциональную открытость, истинность и содержательную значимость. Национальный характер, национальная ментальность получают отражение также в культуре деловых отношений. Национальный характер – это совокупность наиболее значимых, определяющих черт этноса и нации, по которым можно отличить представителей одной нации от другой.

Именно в России родились оригинальные идеи и особое миропонимание, которых нет ни в восточной, ни в западной культурах, что позволило Ф.И. Тютчеву всего в четырех строчках своих философских стихов задать иностранцам задачу, которую они до сих пор не могут решить:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

«Особенная стать» рождает мифы и легенды о «загадочной русской душе». К ее коду пытались и не оставляют попыток подобрать ключи спецслужбы многих государств. Так, мудрый политик, опытный интриган, известный полководец, настоящий патриот своей державы, Отто фон Бисмарк, первый канцлер Германской империи, в совершенстве знавший русский язык, внушал: «Русские очень медленно запрягают, но зато очень быстро ездят». Тщательно, с немецким педантизмом изучив историю России и менталитет ее народа, он с огромным уважением относился к суровой северной стране и предупреждал: «Никогда не воюйте с русскими. Это погубит вас и Германию. ... Русских нельзя победить, мы убедились в этом за сотни лет, но ... им можно привить лживые ценности, и тогда они победят сами себя!»

Идет время, но цементирующая русскость, берущая свое начало от крещения Руси, прошедшая сквозь войны, революции, время сталинских репрессий, периоды застоя и безвременья «лихих 90-х», превратно понятого либерализма, неизменна. Как бы ни пытались навязать ложный стыд за «хомосоветикус», «совок», великая культура предков и научные достижения современников (первый человек, полетевший в космос, – гражданин СССР и т.п.) не позволяют размыть базовые ценности, усвоенные русскими на генетическом уровне. Всероссийская акция «Бессмертный полк» убедила мир, что Россия духовно едина и непобедима: «Все те же мы, нам целый мир – чужбина» - по-современному звучат строки стихотворения А.С. Пушкина «19 октября». И, несмотря ни на что, наперекор всем потугам перекроить сознание россиян, система и структура русского архетипа остается неизменной. В сказке «Финист-ясный сокол» рефреном звучат стихи Р. Рождественского, объясняющие многое:

И кричали враги потрясенные:
«Может, русские заколдованы?!
Их сожжешь огнем, а они живут!
Их пронзишь стрелой, а они живут!
Их убьешь сто раз, а они живут!
А они живут и сражаются!..»

«Восточность» русских имеет духовные «скрепы» не с Востоком в целом, а именно с Ближним Востоком, с сирийцами, греками, армянами, коптами и др. У Византии русские позаимствовали централизованный государственный аппарат, налоговую систему, отсутствие сословной иерархии, сельские общины и городские коммуны, многокупольные храмы, традиции иконографии и герб с двуглавым орлом. После падения Византии, Русь стала ее идейной преемницей, Москву стали называть «Третьим Римом». Фактически с этого момента Русь ассоциируется как последнее православное царство, в основу ментальности которого легло мессианское сознание русских. А.Блок выразил энергию двойственной русской души, гордо заявив: «Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы...» Впоследствии эта мессианская роль была исторически подтверждена: именно Русь заслонила собой Европу от полчищ хана Батыя в XIII веке, именно русские освободили Юго-Восток Европы от турецкого рабства и вынесли на своих плечах всю тяжесть двух мировых войн XX века. Справедливости ради следует подчеркнуть, что русичи и кочевники не только воевали, но и дружили, торговали между собой. Ряд ученых считает, что самодержавие, централизм и крепостничество – это результат татарского влияния. Русский философ С.Н. Трубецкой считал, что «Московское государство возникло благодаря татарскому игу».

Таким образом, можно согласиться с выводом П. Бицилли: . «национальная культура проявляет себя решительно во всех областях человеческой деятельности. Хозяйство, семейный быт, право, государственность, наука, искусство – все это «части» одной и той же культуры, все это объединено общим «духом» и носит на себе отпечаток общего «культурного стиля». Бессмысленно делить культуру на «материальную» и «духовную», как делают часто: «печной горшок» – продукт деятельности духа в той же степени, как и «кумир Бельведерский».


Название раздела: Информационно-консультационные материалы
Описание: Информационно-консультационные материалы по вопросам продвижения, поддержки и укрепления позиций русского языка, популяризации российской науки, культуры и образования

Быстрый ответ


В целях предотвращения автоматической отправки форм спам-ботами, введите отображённый текст в поле ниже.
:hi: :smile: :wink: :twisted: :sad: :evil: :smoke: :eh: :eek: :fie: :silenced: :razz: :oops: :help: :spy: :insane: :biggrin: :toothless: :ill: :nervious: :weirdface: :pray: :clap: :think: :boxing: :cyclop: :rambo: :zombie: :cry: Ещё смайлики…
   

Вернуться в «Информационно-консультационные материалы»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 2 гостя