#5 Admin » 09.09.2017, 13:47
4. Аргументативная риторика на уроках РКИ.
Несмотря на то, что риторика, теория аргументации уходят корнями в глубокую древность, в методике обучения РКИ эта область исследований долгое время не была в чести. Нам представляется, что возросший интерес к формированию навыков эффективного общения на занятиях по РКИ оправдан самой логикой учебного предмета «Русский язык как иностранный», обучение в котором идет от «мелких» единиц (фонема) ко все более укрупненным, в т.ч. текстовым.
Являясь основной дидактической единицей обучения, текст представляет собой поле интегративных метаметодических моделей обучения аудированию, говорению, чтению, письму. Указанные факторы оказываются основополагающими для развития методических моделей обучения аргументативной риторике иностранных студентов, имеющих, как правило, невысокий уровень владения русским языком, во-первых, потому, что сама риторика по своему возникновению и функциональному назначению связана с речью.
Во-вторых, основы агрументативной риторики детерминированы речевой деятельностью конкретных языковых личностей.
В-третьих, риторика и теория аргументации – явления глубоко системные.
В-четвертых, риторика по своему характеру наука сугубо функциональная, и теоретическая глубина ее исследования не умаляет прикладного характера и функционального значения предмета.
Потребность убедить кого-то в чем-то как заданная ситуацией общения коммуникативная задача наиболее полно проявляет себя в учебно-научной деятельности иностранного студента, к коммуникативной компетенции которого особенно на старших курсах предъявляются наиболее высокие требования: студенту нужно написать реферат, подготовить доклад и выступить с его презентацией перед российской группой и проч. Но и на начальном этапе обучения иностранные слушатели, осваивающие базовый уровень владения РКИ, начинают изучать язык в специальных целях, при этом постепенно расширяется лексико-грамматический материал для освоения, который в сущности обеспечивает развитие умения аргументировать (конструкции для выражения причинно-следственных отношений, модели выражения условия и проч.).
Справиться с подобного рода коммуникативными задачами студенту помогут занятия, развивающие знания, умения и навыки в таких продуктивных видах речевой деятельности, как: чтение, письмо, говорение. Если главной целью речи является убеждение собеседника, то именно она относится к аргументирующей.
Аргументация – это установление (обоснование) истинности высказывания, суждения, теории, которое начинается с семантизации слов, входящих в тезис. Так, например, участвуя в дискуссии на тему «Можно ли воспитать патриотизм?», студенты выдвигают, казалось бы, верный тезис: «Патриотизм – это любовь к Родине, его можно воспитать».
Преподаватель, создавая дискуссионную ситуацию, выдвигает антитезис: «Если любовь – это чувство, то любовь к Родине воспитать нельзя». Какое родовое понятие поможет вывести студентов из лексического тупика? Преподаватель в ситуации формулирования тезиса и антитезиса активизирует лексико-грамматические знания студентов, отрабатывая основные языковые средства выражения:
а) названия предмета/объекта, процесса и т.д. (что? называется чем?);
б) сопоставления/сравнения объектов (кто? различает/сравнивает/сопоставляет что? с чем?) и др.
Обучение аргументации позволяет студентам приобрести реальные инструментальные навыки эффективного общения.
Главное в аргументирующей речи – с помощью логических доводов (аргументов) убедить адресата согласиться с говорящим, с его мнением, принять его точку зрения, н-р: «Патриотизм – это отношение к Родине.
Отношение к чему-либо можно воспитать, выработать» и т.п. Рассмотрим особенности аргументирующей речи:
а) основное содержание аргументирующей речи составляют аргументы, или доводы;
б) адресат аргументирующей речи – это субъект с собственной позицией, которую он активно отстаивает и к которой надо относиться уважительно. Этим аргументация отличается от более жёстких способов воздействия на субъекта, например, от приказа или угрозы;
в) аргументирующая речь всегда полемична;
г) аргументирующая речь строится по законам логики: она последовательна, обстоятельна, обоснованна, непротиворечива.
Особо подчеркнем, что survival language и язык для продуктивного, эффективного общения отличаются кардинально именно прагматическим намерением говорящего не только правильно поставить цель своей речи, но и найти языковые средства для убеждения своего собеседника в ее логичности.
Студентам предлагается познакомиться со структурой аргументирующей речи: тезис – обоснование тезиса - аргумент 1 – пример1 + аргумент2 – пример 2 + аргумент 3- пример 3 + вывод. В процессе работы над составлением аргументативного текста студенты усваивают, что аргументация обязательно завершается выводом, который напрямую связан с тезисом, но если тезис – это еще не истина, это всего лишь возможно справедливая мысль, которую ещё предстоит доказать, то вывод – это мысль доказанная, в справедливости которой теперь трудно сомневаться. Поэтому вывод есть перефразированный, но неискаженный тезис, снабжённый словами уверенности (например, вводным словом, выражающим уверенность). Вывод логически вытекает из аргументов и примеров. Таким образом, в структуру аргументирующей речи входят тезис, его лексическое обоснование, а также доказательства его справедливости и вывод.
Таким образом, работа по обнаружению тезиса в первичном тексте, умение создавать свой тезис дидактически связана с обучением формулировать антитезис. Если мы имеем в виду язык для общения, то понимаем: иностранные учащиеся, начиная с начального этапа обучения, реально вынуждены слушать русскую речь, вступать в контакт в магазине, на почте, в банке, в общежитие и т.д., т.к. они живут в русскоязычной среде. Жизнь иностранного студента – это не только лекции и семинары, это непосредственное общение по социокультурным проблемам, которое чаще всего в молодежной среде приобретает дискуссионные формы. Если иностранный студент уже научился выделять тезис, научился приводить или искать в тексте так называемые блоки обеспечения (примеры, иллюстрации, авторские комментарии и проч.), делать вывод, это еще не значит, что он в совершенстве овладел коммуникативной компетентностью. Его еще необходимо научить анализировать тему разговора, выделять ключевые слова текста, исключать иллюстративный материал и формулировать тезис. Особенно актуально формирование аргументативных навыков при изучении языка в специальных целях.
Рассмотрим некоторые задания, направленные на формирование умения выражать суждения, комментировать события и факты, доказывать какие-либо положения с привлечением аргументов:
Задание 1. Верны ли данные утверждения? Если нет, сформулируйте антитезис и дайте правильный ответ. Объясните свою точку зрения.
1. Народов много - страна одна. Наша сила в единстве!
2. Многонациональная страна не может быть едина.
Задание 2. Выберите правильные ответы. При выборе используйте информацию из текстов темы и делайте самостоятельные выводы для конкретных примеров. Обоснуйте ваше решение.
К культурным скрепам относятся:
А) народные обычаи, традиции
Б) язык
В) личные убеждения каждого гражданина страны
Г) произведения устного народного творчества
Аргументативная риторика на занятиях по РКИ, безусловно, позволяет расширить, актуализировать инструментальные компетенции иностранных бакалавров, которые в процессе работы над созданием аргументативного текста приобретают профессионально значимые коммуникативные компетенции, в том числе столь необходимую социокультурную компетенцию – быть правильно понятым в актуальных для иностранного студента ситуациях общения.
Таким образом, переход от survival language к языку как инструменту общения отвечает коммуникативным потребностям иностранного студента и переводит образовательный процесс по РКИ в плоскость партнерских отношений, провоцируя на уроке ситуацию личностного общения со сменой ролевого участия в равноправном квазипрофессиональном диалоге.