Информационный доклад «Русский язык в мире»

Описание: Информационно-аналитические материалы по вопросам продвижения, поддержки и укрепления позиций русского языка, популяризации российской науки, культуры и образования для акторов и инициаторов действий по продвижению русского языка, российской культуры, науки и образования

Анастасия
Анастасия
Репутация: 143

#1 Анастасия » 09.09.2017, 09:27

Информационно-аналитические материалы по вопросам продвижения, поддержки и укрепления позиций русского языка, популяризации российской науки, культуры и образования для акторов и инициаторов действий по продвижению русского языка, российской культуры, науки и образования

«Русский язык в мире»


1. Возрождение и рост интереса к изучению русского языка как основы расширения международного сотрудничества (политико-экономический, научно-образовательный и культурно-гуманитарный аспект).

Русский язык по общему числу говорящих занимает место в первой десятке мировых языков, однако точно определить это место довольно трудно. Численность людей, которые считают русский родным языком, превышает 200 миллионов человек, 130 миллионов из которых живут на территории России. В 300-350 миллионов оценивается число людей, владеющих русским языком в совершенстве и использующих его в качестве первого или второго языка в повседневном общении.
Всего же русским языком в мире в той или иной степени владеют более полумиллиарда человек, и по этому показателю русский занимает третье место в мире после китайского и английского.
Спорным на сегодняшний день остается также вопрос, падает ли в последние десятилетия влияние русского языка в мире или нет? С одной стороны, языковая ситуация на постсоветском пространстве, где до распада СССР русский язык служил общепризнанным языком межнационального общения, весьма противоречива, и здесь можно выявить самые различные тенденции. С другой стороны, русскоязычная диаспора в дальнем зарубежье за последние двадцать лет выросла многократно.
В настоящий момент продолжается завоевание мировых позиций русским языком. Началось это завоевание в постперестроечное время, когда родилась масса реформ и преобразований, которые позволяли изучать не только шедевры русской литературы в оригинале, которые накладывают отпечаток на мировую культуру, но и расширять возможности общечеловеческого общения, стоящие на страже прогресса в разных областях жизнедеятельности. Это можно считать основными мотивами, стимулирующими изучение русского языка в разных странах мира.
За русским языком сохранилась приятная особенность: быть одним из языков, массово изучаемых в системе образования многих стран. Получение качественного образования на базе русского языка является основополагающим фактором обеспечения прочных позиций и распространения русского языка в мире. Сохраняя культуру русского языка у представителей дальнего зарубежья, филологи активно занимаются его популяризацией, раскрывая перед аудиториями перспективы и положительные аспекты русского языка.
Статистика показывает, что не только на исторической территории распространения русского языка, но и в странах дальнего и ближнего зарубежья десятки миллионов людей считают русский язык своим родным или вторым родным языком. А для многих людей по собственным убеждениям изучение русского языка считается обязательным. И одной из причин включения русского языка в «клуб мировых языков» стали знаменательные события и свершения русского народа – носителя русского языка.
Русский язык обладает свойствами, присущими мировому языку: у него большая география распространения в максимальном количестве стран. Русский язык в разных направлениях общения используют представители влиятельных социальных прослоек общества разных стран. На глобальности его распространения и усвоения в разных странах способствуют не только знания языка и о языке, передаваемые от поколения к поколению в семье, посредством межнациональных браков, при разных видах сотрудничества: от экономического до научного, а также в творчестве.
В итоге относительно русского языка в мире складывается следующая картина: говорят на русском языке порядка 170 миллионов человек, 350 миллионов отлично его понимают. За пределами исторической родины (России) проживает более 30 миллионов человек, для которых русский язык является родным. 180 миллионов человек, жителей стран ближнего и дальнего зарубежья, изучают русский язык. И все эти факторы делают русский язык средством глобального общения.
Акторы – (лат. Actor, отделать, вести) - это значимый субъект, играющий заметную роль в том или ином процессе, имеющий влияние, степень доверия на те или иные действия.

2. Русский язык как официальный или рабочий язык многих международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, ОДКБ, ШОС, ОБСЕ, МАГАТЭ, ВОС, ЕАЭС и других.

Русский язык – это один из восточнославянских языков, является национальным языком русского народа. Русский язык - один из самых распространенных языков мира - шестой среди всех языков мира по общей численности говорящих и восьмой по численности владеющих им как родным. Русский – также самый распространенный славянский язык и самый распространенный язык в Европе – по географически числу носителей языка как родного.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, один из двух государственных языков Белоруссии, один из официальных языков Казахстана, Киргизии и некоторых других стран, основной язык международного, экономического общения в Центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего СССР, один из шести рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций.
Русский язык признан официальным языком ООН. 6 июня отмечается официальный праздник – День русского языка.
Число владеющих русским языком в России составляет 137,5 млн. человек. Всего в мире на русском говорят около 260 млн человек.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) объединяет Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Организация сформирована на базе Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, заключенных между Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном, с одной стороны, и Китаем, с другой стороны, соответственно в 1996 и 1997 годах.
БРИКС (англ. BRICS) - группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика (Brazil, Russia, India, China, South Africa). Организация создана в 2006 году по инициативе Президента России Владимира Путина. Основу влияния БРИКС на международной арене составляют растущая экономическая мощь государств-участников, их демографические позиции, важная роль в ресурсном обеспечении человечества.
В данный момент русский язык по распространению занимает четвертое место в мире. Он уступает только английскому, китайскому и испанскому языкам, которые занимают первое, второе и третье места соответственно. Отличные шансы у французского языка. А также мировыми языками можно считать хинди (урду), арабский, португальский и бенгали.
Русский язык - один из немногих языков в мире, который вовлечен в интернациональную интеграционную систему с развитием технологий в качестве научного языка. Он стал языком международных средств массовой информации: телевидения, радио и печати.
С наступлением нового столетия на первый план выходит удовлетворение утилитарных нужд общения личного характера в дипломатии, торговле, в быту и профессиональных условиях. Разрастающиеся культурные, хозяйственные, политические межгосударственные, научные связи требуют многогранного взаимопонимания не только от знаковых встреч между главами государств, но и при обычных туристических мероприятиях. В такой ситуации конкурентоспособность русского языка не вызывает сомнений, когда русский язык чаще всего выступает в роли посредника не только во время собственных бесед, но и при специфических переговорах для достижения взаимопонимания и выгодного сотрудничества между представителями разных народов.

3. Стимулирование и мотивация интереса зарубежной общественности к русскому языку:
• многоуровневое образование на русском языке
• расширение доступа к русскоязычной литературе, развитие инфраструктуры
• экономическое взаимодействие
• реализация научных технологий
• карьерные перспективы.
Для многих постоянно проживающих за рубежом российских граждан и соотечественников в последние годы все большую остроту приобретает проблема получения их детьми образования на русском языке.
В связи с этим общее образование на русском языке за рубежом необходимо рассматривать в контексте реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации по оказанию систематической и разносторонней поддержки российским гражданам и соотечественникам, проживающим за рубежом, защите их прав, в том числе права на получение образования на русском языке, а также в контексте поддержки, продвижения и реализации стратегических внешнеполитических интересов Российской Федерации.
Поддержка и продвижение за рубежом общего образования на русском языке является важным фактором гуманитарного и политического влияния Российской Федерации в мировом сообществе, служит укреплению позиций русского языка и распространению российской культуры в мире.
Поддержка организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере общего образования на русском языке в зарубежных странах, способствует углублению и совершенствованию интеграционных процессов в мире с учетом глобализации и интернационализации, расширению возможностей для реализации новых программ и проектов в сфере международного гуманитарного сотрудничества.
Цели и задачи государственной политики Российской Федерации в отношении общего образования на русском языке в международном образовательном пространстве определены в Концепции «Русская школа за рубежом», принятой 4.11.2015 года.
Целями государственной политики Российской Федерации в отношении общего образования на русском языке в международном образовательном пространстве являются:
а) обеспечение доступа к российскому образованию и образованию на русском языке для проживающих за рубежом русскоязычных граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
б) создание условий проживающим за рубежом соотечественникам, иностранным гражданам и лицам без гражданства для получения общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в рамках межправительственных соглашений;
в) совершенствование условий для становления и формирования личности обучающегося на основе российских культурных традиций и моральных ценностей, развития интересов и способности к социальному самоопределению;
г) формирование у новых поколений в процессе обучения за рубежом уважения к правам и свободам человека и позитивного отношения к современной России.
Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:
а) предоставление за рубежом качественного общего образования на русском языке;
б) оказание государственной поддержки организациям, осуществляющим образовательную деятельность в сфере общего образования на русском языке и (или) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в зарубежных странах;
в) обеспечение востребованности российского образования;
г) культурное и эстетическое воспитание обучающихся, основанное на российских традициях;
д) социализация обучающихся и их воспитание на основе нравственных норм, включая любовь и уважение к России, ее духовным ценностям.
Особое значение имеет подготовка образовательных программ согласно многоуровневой системе образования в России, в том числе Международные Программы оценки качества образования:
Программа (греч. programma – объявление, предписание) (1) – содержание и план деятельности; (2) – краткое изложение содержания учебного предмета, реализуемое в практической деятельности и основанное на научных прогнозах.
Программа авторская – образовательная программа, составленная отдельными учеными или коллективом, направленная на реализацию авторской концепции в области обучения и воспитания.
Программа адаптированная – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития социальную адаптацию указанных лиц.
Программа A-level – (экзамен средней школы на повышенном уровне) – двухгодичная подготовительная программа, результаты экзаменов которой, являются стандартным критерием отбора при поступлении в университеты Великобритании. Принимаются школьники, достигшие 14-16-лет, имеющие документ об окончании среднего образования и уровень знания английского языка не ниже среднего (международный тест IELTS необходимо сдать не ниже, чем 5.0 баллов).
Программа International Baccalaureate или IB (Международный бакалавриат) – программа разработана в 1968 году в Швейцарии как универсальная двухгодичная программа с общим учебным планом, позволяющая считать образование, полученное в другой стране эквивалентным национальному.
Программы международной оценки качества образования:
- PISA – международная программа по оценке эффективности образовательной системы в обеспечении достижений учащихся 15-летнего возраста необходимыми знаниями, умениями и навыками для полноценного их участия в жизни общества, оценивающая: грамотность чтения, математические и естественно-научные навыки, факторы результативности. Разработчик и организатор программы – Организация экономического сотрудничества и развития – ОЭРС (OECD - Organization for Economic Cooperation and Development).
- TIMSS – международная программа по сравнительной оценке качества математического и естественно-научного образования в начальной и основной школе, включающая не только оценку знаний и умений, но и отношение к предметам, интересам, мотивации к обучению.
- PIRLS – международная программа тестового оценивания и сравнения уровня, качества и понимания текста учащимися начальной школы. Разработчик и организатор программы – Международная ассоциация оценки успеваемости в образовании.
- CIVED – международная программа тестирования глобального понимания гражданских знаний, понятий, опыта и мотивации у 14-летних учащихся, включающая: знание конституции, гражданских обязанностей; включенность в жизнь государства, гражданское и национальное самосознание; социальное многообразие, помощь и стабильность.
- SAMEQ – международная мониторинговая программа оценки основных показателей образовательных ресурсов вкладываемых в образование; оценки общих условий для обучения, создающих возможность наращивания человеческого потенциала и профессионализма.
Программа образовательная – комплекс включающий: основные характеристики образования (цель, объем, содержание, планируемый результат); организационно-педагогические условия (формы аттестации, учебный план, календарный график учебного процесса, рабочая программа учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), а также оценочные (тестовые) и иные методические материалы.
В реализации образовательных программ особую роль играют направления государственной поддержки организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере общего образования за рубежом.
Для целей настоящей Концепции под русскими школами за рубежом понимаются следующие организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования за рубежом:
а) специализированные структурные образовательные подразделения в загранучреждениях МИДа России, осуществляющие образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей, установленных статьей 88 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
б) российские образовательные организации (их филиалы), осуществляющие образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам на территории иностранных государств;
в) образовательные организации, созданные в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
г) иностранные организации (государственные и негосударственные), осуществляющие образовательную деятельность по основным и (или) дополнительным общеобразовательным программам полностью или частично на русском языке и (или) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Государственная поддержка русских школ за рубежом осуществляется по следующим направлениям:
а) информационная поддержка;
б) методическая поддержка;
в) материально-техническая поддержка;
г) организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования для работников русских школ за рубежом.
Информационная поддержка русских школ за рубежом предоставляется в целях обеспечения таких школ информацией нормативно-правового, образовательного, научного, просветительского, культурно-эстетического характера и способствует:
а) укреплению престижа российского образования;
б) обоснованию экономической эффективности организации и функционирования русских школ за рубежом;
в) пропаганде российских образовательных технологий, методов обучения и воспитания, научных и методических разработок российских педагогов;
г) разъяснению правовых основ и преимуществ российского образования в среде молодежи зарубежных стран.
Мероприятия информационной поддержки реализуются путем комплексного использования ресурсов сети "Интернет", телевидения, печатных и электронных СМИ и включают создание специализированного интернет-портала «Русская школа за рубежом».
Методическая поддержка русских школ за рубежом направлена на организацию и осуществление образовательной деятельности в этих школах в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и (или) на основе российских образовательных технологий, методов обучения и воспитания и включает в себя:
а) предоставление русским школам за рубежом доступа к российским образовательным технологиям, методам обучения и воспитания;
б) разработку современных учебно-методических комплексов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного и общего образования и с учетом соответствующих образовательных программ;
в) организацию использования российских цифровых образовательных ресурсов;
г) содействие в разработке международных общеобразовательных программ с использованием полилингвального подхода на национальных, включая русский, языках;
д) использование механизмов государственно-частного партнерства в целях привлечения инвесторов, заинтересованных в продвижении российских образовательных технологий, результатов фундаментальных и прикладных исследований и разработок в области психологии и педагогики, инновационных методов обучения и воспитания, опыта подготовки по дисциплинам естественнонаучного, гуманитарного и математического циклов.
Материально-техническая поддержка русских школ за рубежом позволяет организовать обучение на современном уровне с использованием информационно-коммуникационных технологий. Она включает в себя меры:
а) по улучшению учебных помещений;
б) по совершенствованию учебной, компьютерной техники, информационно-коммуникационного оборудования и специализированного программного обеспечения;
в) по созданию современных учебно-методических комплексов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и с учетом соответствующих примерных основных общеобразовательных программ;
г) по обеспечению учебниками, учебно-методическими пособиями, книгами и электронными образовательными ресурсами.
Мероприятия по организации профессионального образования и дополнительного профессионального образования для работников русских школ за рубежом проводятся в формате непрерывного образования, предусматривают применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и включают в себя:
а) предоставление работникам русских школ за рубежом возможности получения профессионального образования, а также возможности получения дополнительного профессионального образования в российских образовательных организациях;
б) организацию и проведение российскими специалистами выездных научно-методических мероприятий в соответствующих странах в рамках дополнительного профессионального образования работников русских школ за рубежом.
Государственная поддержка предоставляется организациям, включенным в реестр русских школ за рубежом. Ведение такого реестра осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в целях определения конкретных направлений государственной поддержки.

4. Сохранение русского языка и культуры на основе взаимной популяризации и информационно-коммуникационной культуре общения.
Русский язык отличает высокая информативность. Его кладовые хранят богатый опыт общения и творчества слова, огромнейший запас средств выражения и передачи мыслей. Русский язык сохранил свою уникальность на громадном пространстве, соседствуя с другими языками, и на протяжении долгого времени смог обогатиться от языков Востока и Запада, впитав в себя старославянское, восточное, латинское и греко-византийское наследие. В русском языке нашли свое отражение веяния романской и германской языковых групп. Но основным источником развития, могущества, шлифовки и огранки русского языка является тяга к творчеству русского народа, многовековые достижения деятелей науки, искусства и политики России, а также создание шедевров русской литературы и богатое культурное наследие. Все это сделало русский язык упорядоченным, высокоразвитым и богатым, стилистически дифференцированным, словом, полноценным мировым языком.
http://mlis.ru/literature/270-mesto-russkogo-yazyka-v-sovremennom-mire.html
Положение русского языка в Казахстане
Согласно части 2 статьи 7 Конституции Республики Казахстан от 1995 года, «в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским языком официально употребляется русский язык».
Эту норму в 1997 году разъяснило постановление Конституционного Совета. Данная конституционная норма понимается однозначно, что в государственных организациях и органах местного самоуправления казахский и русский языки употребляются в равной степени, одинаково, независимо от каких-либо обстоятельств.
Также это постановление установило, что «установление самого перечня профессий, специальностей, а также должностей, для которых необходимо знание государственного языка в определенном объеме и в соответствии с квалификационными требованиями, не противоречит Конституции»
Русский язык является родным языком для русского населения Казахстана (до 67% в ряде северных регионов), а также для большинства европейских народов Казахстана (украинцы, татары, белорусы). Традиционно выступает как второй язык или же (в зависимости от уровня образования и места жительства) первый иностранный язык для большинства населения республики, в первую очередь казахов.
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Ссылки на официальные сайты в образовании – ссылки в Интернет на официальные органы исполнительной власти и информационно-коммуникационные порталы в сфере образования:
- официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации – www.mon.gov.ru;
- официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки – www.obrnadzor.gov.ru;
- федеральный портал «Российское образование» - www.edu.ru;
- информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - www.window.edu.ru;
- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – www.school-cllection.edu.ru;
- федеральный центр информационно-образовательных ресурсов – www.fcior.edu.ru;
- наука и образование против террора – www.scienceport.ru;
- национальный Центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (НЦПТИ) – www.нцпти.рф;
-портал WWW.YA-RODITEL.RU – информационное движение по пропаганде ответственного родительства, ценностей семьи, ребенка, семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, противодействие жестокому обращению с детьми.
Портал «Образование на русском» - https://pushkininstitute.ru/school/facultative.

Снежок
Снежок
Репутация: 67

#2 Снежок » 09.09.2017, 11:26

Русский язык как официальный или рабочий язык
Зная, какие трудности встречают иностранцы при изучении русского языка, сложно представить что русский язык станет языком станет официальным языком в международном бизнесе. Хотя, надо признаться, выразительность русского подходит для обсуждения культурного наследия куда больше.

Олег Логинов
Олег Логинов
Репутация: 262

#3 Олег Логинов » 09.09.2017, 11:27

Трудности трудностям, а говорить надо на языке того кто задает темп. Вполне логично использование русского как официального языка БРИКС.

Туманский
Туманский
Репутация: 22

#4 Туманский » 09.09.2017, 12:57

Это абсолютно нормально, когда прямой диалог между странами ведется на их родных языках, а не посредством двойного перевода с/на английский

в этой связи, говорить о том, что русский иностранцам учить сложно - не совсем корректно, для большинства россиян также сложно учить китайский или хинди

да, за последние 20-25 лет все привыкли учить и общаться на "легком английском" - и это, в значительной степени, было мотивировано потерей политической роли "русским миром"

не будем вдаваться в причины и подробности процессов развала СССР (а до него - Российской Империи),

но мне кажется, что серьезное продвижение позиций русского языка и русской культуры невозможно без усиления политической и экономической роли государств - носителей языка и культуры

** на вентилятор набросил. продолжим?


Добавлено спустя 2 минуты 59 секунд:
Вполне логично использование русского как официального языка БРИКС

РУССКИЙ ЯЗЫК - является одним из шести официальных рабочих языков ООН - и это достижение надо сохранить и приумножить!

Ираида Андреева
Ираида Андреева
Репутация: 101

#5 Ираида Андреева » 09.09.2017, 13:51

и это достижение надо сохранить и приумножить!

Вот именно, приумножить! Развитие языковых и культурных центров за рубежом, особенно в странах с которыми Россия ведет совместные бизнес проекты - наш инструмент повышения значимости русского языка. Мне кажется для нас это очень важный вопрос.

Татьяна Д.
Татьяна Д.
Репутация: 19

#6 Татьяна Д. » 10.09.2017, 13:52

Ну надо сказать что китайский язык тоже не прост, однако посмотрите на наших соотечественников и соседей из стран СНГ, китайский востребован в изучении практически на ровне с английским. Поскольку в этом есть необходимость


Название раздела: Информационно-аналитические материалы для акторов
Описание: Информационно-аналитические материалы по вопросам продвижения, поддержки и укрепления позиций русского языка, популяризации российской науки, культуры и образования для акторов и инициаторов действий по продвижению русского языка, российской культуры, науки и образования

Быстрый ответ


В целях предотвращения автоматической отправки форм спам-ботами, введите отображённый текст в поле ниже.
:hi: :smile: :wink: :twisted: :sad: :evil: :smoke: :eh: :eek: :fie: :silenced: :razz: :oops: :help: :spy: :insane: :biggrin: :toothless: :ill: :nervious: :weirdface: :pray: :clap: :think: :boxing: :cyclop: :rambo: :zombie: :cry: Ещё смайлики…
   

Вернуться в «Информационно-аналитические материалы для акторов»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость