Информационно-аналитические материалы по вопросам продвижения, поддержки и укрепления позиций русского языка, популяризации российской науки, культуры и образования для соотечественников и лиц иностранного происхождения, интересующихся изучением русского языка, образованием на русском языке, российской культурой и наукой
Информационный доклад «Открытый мир русского языка»1. Соотечественники: правовой статус.Соотечественники - лица, родившиеся в одном государстве, проживающие, либо проживавшие в нём и обладающие признаками общности культурного наследия, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии, независимо от национальности, языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев.
В России понятие «соотечественник» является также правовым статусом. Статус соотечественников регулируется федеральным законом «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом». В законе закреплено следующее определение термина «соотечественники»:
1. Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
Закон определяет также понятие «соотечественники за рубежом»:
2. Под понятием «соотечественники за рубежом» подразумеваются:
1) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
2) лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией, лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:
• лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
• выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства, либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства.
• официальным органом, занимающимся вопросом соотечественников является Правительственная комиссия по делам соотечественникам за рубежом;
• в 2002 году был учрежден Международный совет российских соотечественников, в который входят 140 организаций их 53 стран мира;
• согласно статье 26 закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», высшим представительным органом, обеспечивающим взаимодействие соотечественников с органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, является Всемирный конгресс соотечественников.
•
http://aiss.gov.ru/
2. Русский язык и просвещение.По словам Президента Российской Федерации Владимира Путина: «От русского языка зависит единство России и сохранение Русского мира». Вопросы сохранения и развития русского, всех языков народов России имеют важнейшее значение для гармонизации межнациональных отношений, обеспечения гражданского единства, укрепления государственного суверенитета и целостности России.
В России проживают представители 193 национальностей, и они говорят на почти трёх сотнях языков и диалектов. Следует отметить, что письменность для многих языков была разработана лишь в советское время силами выдающихся русских учёных, лингвистов, филологов. С 1920 по 1940 год своя письменность появилась у 50 национальностей. До этого письменности у этих народов не было. Огромны традиции литературных переводов на русский книг, стихотворений, чьи авторы писали на своём родном языке. И благодаря переводу на русский их произведения становились известны всей стране, да чего там всей стране – всему миру. Достаточно вспомнить Расула Гамзатова.
Русский язык в России - язык межнационального общения. На русском говорят более 96 процентов граждан. Именно он, русский язык, по сути, вместе с культурой сформировал Россию как единую и многонациональную цивилизацию, на протяжении веков обеспечивал связь поколений, преемственность и взаимообогащение этнических культур.
По оценкам МИДа России, только в странах СНГ сейчас проживает около 17 млн. российских граждан и соотечественников, из них на Украине 7 млн., в Казахстане – около 5 млн., в Белоруссии – около 1 млн., в Узбекистане – около 1 млн., в остальных странах и регионах мира – более 12,5 млн. человек.
3. Нормативно-правовая база. Конституция Российской Федерации как основа языковой политики, а также законы «О языках народов России» и «О государственном языке». Первый принят в 1991 году, второй – в 2005-м. Очевидно, что вопрос совершенствования законодательной базы в этой сфере более чем актуален.
Федеральные законы от 24 мая 1999 г. № 99 ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».
№273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
Указы Президента РФ от 11 августа 1994 г. № 1681 «Об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. От 8 ноября 2011 г. №1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации». От 7 мая 2012 г. № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации».
Концепция внешней политики Российской Федерации и Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере международных гуманитарных связей, в том числе в сфере образования. Концепция «русская школа за рубежом» от 4.11.2015 г., которая развивает Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, утвержденные Президентом Российской Федерации 18 декабря 2010 г.
4. Развитие многоязыкового информационного пространства. Многоязыковое информационное пространство - это поддержка печатных и электронных СМИ, изданий литературы на языках народов России.
Языки народов стран СНГ, Абхазии и Южной Осетии, также как и других стран, бывших республик, должны быть представлены в интернете. Необходимо всемерно содействовать развитию языковых технологий для этого.
В России ставится задача реализации на федеральном уровне программы по комплексному лексикографическому описанию языков народов России, стран СНГ и созданию на этой основе современных двуязычных словарей по национальным языкам. Есть идея ввести федеральный перечень словарей, аналогичный существующему перечню учебников.
Результатом этой деятельности являются новые академические многотомные словари и лингвистические корпусы, описывающие русский язык во всём его многообразии с древнейшей поры до современности.
В особой поддержке нуждается наш фундаментальный интернет-ресурс «Национальный корпус русского языка», пользующийся мировым признанием. Для того чтобы обеспечить полноценное существование корпусу, его необходимо постоянно совершенствовать и пополнять. Это трудоёмкая и затратная деятельность, конечно, но она абсолютно необходима для поддержания престижа российской науки и авторитета русского языка в мире. Без этой фундаментальной работы не могут быть эффективными развитие, распространение и преподавание русского языка.
Не меньшую роль играет качество той языковой среды, в которой мы постоянно находимся: русский язык наших средств массовой информации, речь публичных политиков, дикторов и ведущих. Язык рекламных роликов и плакатов, социальных сетей в интернете создаёт порой ощущение повальной безграмотности и небрежения нормами русского языка. Не случайно всё чаще звучат предложения о введении экзаменов по русскому языку и культуре речи, включение этих дисциплин в программу повышения квалификации государственных служащих, членов представительных органов, работников СМИ.
5. Образование на русском языке.Особое внимание уделяется школьному образованию, где задействованы 89 языков, из которых 30 в качестве языка обучения, а 59 как предмет изучения.
Свободное, грамотное владение русским языком открывает для представителей любой национальности больше возможностей для самореализации, для образования, для достижения профессионального успеха. И конечно, государство должно постоянно повышать качество обучения наших детей русскому языку независимо от их места жительства и специализации школы.
Возникает необходимость разработки концепции школьного филологического образования. На её основе предстоит принять соответствующие стандарты и методики преподавания. Не менее важным является повышение качества подготовки филологов в наших вузах, где процесс ликвидации самостоятельных кафедр русского языка приобрёл поистине угрожающие масштабы.
Не менее важно найти возможность оказывать поддержку общественным проектам, направленным на формирование интересов молодёжи и взрослого населения к изучению русского языка, таким как «Тотальный диктант» и многие другие. Главное здесь – терпение и последовательность. Не погоня за цифрами в отчётах, а бережное и внимательное отношение ко всем начинаниям, ведущим нас к повышению языковой культуры общества и культуры в целом.
Мы должны обеспечить нормальное функционирование тех языковых институтов и механизмов, которые у нас есть, и не допустить свёртывания их деятельности. Речь идёт, во-первых, о постоянной, кропотливой работе в области регламентации и кодификации лингвистических норм русского языка. Во-вторых, о научном представлении, или, иными словами, документации, письменных памятников разных эпох и запечатлённого в них русского языкового наследия.
Кроме того, следующий момент – это создание многоуровневой модели обучения русскому языку всех слоёв населения России. Модели, которая ориентирована на непрерывное совершенствование языковой культуры с детского возраста до преклонных лет.
За последние годы в России количество «стобалльников» по русскому языку увеличивается. В 2013 году было 60 учеников, в этом году – 69. Минимальный порог, кто не сдал ЕГЭ по русскому языку, с 0,9 процента в 2013 году уменьшился до 0,2 процента в 2014 году.
Федеральная целевая программа - «Русский язык» на 2016–2020 годы. И в этой федеральной программе чётко обозначены две задачи: обеспечение реализации функций русского языка как государственного языка Российской Федерации и – вторая задача – создание условий для функционирования русского языка как языка межнационального общения народов России. В рамках решения этих задач, мне кажется, нужны мероприятия, позволяющие проанализировать реальную ситуацию с подготовкой учителя для школ с разным типом учебного плана, что у нас с подготовкой кадров для вузов и педагогических, и классических университетов. Традиционная система повышения квалификации вузовских работников, которая работала в советское время, сейчас не работает. Нужна какая то другая система.
С 2011 года Россотрудничество является государственным заказчиком-координатором программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2011 года № 1394.
Основными целями и задачами Программы являются:
– Развитие и углубление общественных, деловых и научных связей между Российской Федерацией и иностранными государствами;
– Содействие объективному восприятию в мире происходящих в российском обществе общественно-политических, социально-экономических, научно-образовательных и культурных преобразований;
– Расширение круга конструктивно настроенных по отношению к Российской Федерации активных молодых граждан иностранных государств, привлечение их к участию в укреплении партнерских отношений между Российской Федерацией и государствами которые они представляют.
Основным содержанием Программы является организация краткосрочных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств для ознакомления с общественно-политической, социально-экономической, научно-образовательной и культурной жизнью в Российской Федерации и подготовки предложений по развитию сотрудничества Российской Федерации с государствами, которые они представляют.