Страница 1 из 1

Использование русской лексики и лексики народов Кавказа в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Добавлено: 20.09.2017, 20:45
Кулачкова Ирина
Урок русского языка, проводимый в 10 « Б» классе учителем русского языка и литературы МБОУ «Лицей №9 имени К.Э.Циолковского» г. Калуги Кулачковой Ириной Михайловной

Тема: Использование русской лексики и лексики народов Кавказа в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Обоснование темы: языковую картину мира как нельзя лучше раскрывает лексика. Именно слово является хранителем и носителем национально – культурной семантики, поэтому на уроке целесообразны наблюдения над различиями внутренней формы слов в разных языках. В данном случае – русской лексики и лексики народов Кавказа

Цель: показать отличительные особенности языка художественной литературы, совершенствовать умения и навыки по восприятию художественного произведения через его языковую форму, способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, осознанного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Задачи: анализировать эпизоды из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», используя знания учащихся о тропах и фигурах речи

сделать выводы об особенностях языка романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

продолжить формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации.

Тип урока: урок – исследование

Главное направление личностно-ориентированных технологий образования в педагогике – формирование и развитие интеллектуальных и речевых умений учащихся, их нравственное развитие, формирование критического и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека. Исходя из этого, в последнее время всё больше уделяется внимания самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, проектор

Ход урока:

Организационный этап

Актуализация опорных знаний

На экране эпиграф к уроку: «Я не знаю языка, лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, - по предложениям, по частям предложений. Так бы и учился писать» А.П.Чехов

Учитель: опираясь на эти слова, сформулируйте тему урока (ответы учащихся)

какую цель мы должны достигнуть в конце? (ответы учащихся)

Учитель: грамотный читатель понимает язык, на котором разговаривает с ним художественный текст. Искусство слова имеет свои специфические законы, свой язык, без знаний которого нельзя правильно прочитать художественный текст.

Учитель: вы получили домашнее задание – познакомиться с двумя эпизодами из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», найти художественные и языковые средства, используемые автором, и на основании этого сделать вывод об особенностях языка Лермонтова. Дома вы самостоятельно исследовали тексты, а теперь поработаем в парах. Обменяйтесь в течение 2-х минут своими находками.

Анализ 1-го эпизода, в котором встречается преимущественно русская лексика

Обучающиеся находят тропы (эпитеты, метафоры, сравнения) и определяют их роль в тексте

Анализ 2-го эпизода, в котором используется лексика народов Кавказа.

Обучающиеся находят слова, относящиеся к лексике народов Кавказа, называют лексическое значение слов и роль их употребления.

Учитель: о каких традициях горских народов нам рассказывает особая лексика?

Ответы учащихся: словосочетания « кинжал в серебре», «а шашка его настоящая гурда», « мой Карагёз летит как ветер»… У настоящего джигита обязательно должен быть дорогой кинжал и породистый скакун

Учитель: что мы узнаём об авторе благодаря особой лексике?

Лермонтов очень хорошо знал природу Кавказа, любовался её, знал и уважал традиции горских народов, но постоянно вспоминал о своей Родине

3-4 человека обобщают материал и приходят к выводу. Что язык, который использует Лермонтов в своём произведении краткий, чёткий, понятный, а красота языка достигается за счёт умелого использования тропов и стилистических фигур.

Учитель: на протяжении всего произведения автор использует лексику народов Кавказа. С какой целью? Как это характеризует самого автора? (Делается вывод о взаимодействии двух языков)

Предполагаемый ответ: Лермонтов хорошо знает быт и нравы горских народов, уважает их традиции, умеет любоваться красотами Кавказа, но при этом постоянно вспоминает о своей далёкой Родине.

Учитель: о каких традициях горских народов вы узнали благодаря лексике, ведь автор не рассказывает о них напрямую? (Учащиеся находят примеры лексики, используемой народами Кавказа и рассказывают о традициях горских народов, касающихся оружия и породистых скакунов)

Вопрос учителя: скажите, зачем мы проделали эту большую исследовательскую работу?

Предполагаемый ответ: (Чтобы быть грамотными читателями, уметь понимать язык, на котором с нами разговаривает автор)

Учитель: закончить урок я хочу словами И.Андроникова «Лермонтовым нельзя начитаться. Глубина мысли сочетается у него с великим совершенством самовыражения. Даже когда вспоминаешь произведения молча, они звучат в твоей памяти , словно прекрасная музыка.

Резюме: Россия – многонациональное государство, в нём живёт более 160 национальностей. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, единения народов нашей страны. Изучение русского языка – средство приобщения к культуре и литературе русского народа, к достижениям мировой науки и культуры. Национально-культурный компонент в преподавании русского языка становится одним из важнейших средств развития духовно-нравственного мира школьника.

В основе проведённого урока лежит так называемый диалог культур, те встречи русской культуры и культуры других народов. Они как бы ведут беседу. Каждая культура открывает свои новые стороны и в то же время раскрывает то общее, что объединяет культуры разных народов, говорящих на разных языках