«Основная часть выступления (содержание). Аргументация»

Описание: Раздел для публикации концепций проектов в рамках номинации

Для публикации работ создавайте новую тему, в которой вы будете собирать "лайки" и комментарии к вашему проекту

Не размещайте свои проекты в чужих темах - они не будут засчитаны в качестве участвующих в номинации конкурса

Кулачкова Ирина
Кулачкова Ирина

#1 Кулачкова Ирина » 20.09.2017, 20:45

Кулачкова Ирина Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей № 9 имени К.Э. Циолковского города Калуги»

Тема урока: «Основная часть выступления (содержание). Аргументация»

Урок риторики в 8 классе

Автор учебника: Т.А. Ладыженская «Введение в риторику»


Цель:

- продолжить обучение методике составления публичного выступления.

Оборудование:

- мультимедийная установка;

- презентация.

Каждое ваше слово опирается

на молчание вашего слушателя.

В. Хлебников

Ход урока

I.​ Проверка домашнего задания

Три-четыре человека читают варианты вступления своей публичной речи (тема речи выбирается самими учащимися). Класс оценивает выступление, используя памятку.

I.​ Вступительное слово учителя

Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивает успеха. Бывает, что оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателя, но потом заметил, что внимание аудитории постепенно пропало. Поэтому перед выступающим стоит очень важная задача: не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи, поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. Нужно уметь не только правильно ее произнести, но и умело составить. Этому мы и будем учиться на сегодняшнем уроке.

I.​ Знакомство учащихся с текстом, составленным логически неверно

Учащиеся получают раздаточный материал с текстом, в котором допущены логические ошибки, читают его про себя, затем вслух и отвечают на вопрос:

- Что не учел человек, составляя основную часть этого текста.

Мой дом.


Мы живем в большом доме на 5-м этаже. У нас две комнаты и кухня. В большой комнате живет моя бабушка и я. Бабушка была врачом. Она работала в Ростове. А потом переехала к нам. Сейчас она болеет. Мама даже боится, что ее надо положить в больницу. Там за ней лучше будут ухаживать. И мы не будем волноваться, что с ней что-то случится. Ведь я все время в школе, а мама с папой на работе. В спальне живет мама и папа. А в кухне мы едим и пьем чай.


Рассматривая эту часть текста, ученики констатируют несоответствие между содержанием и заголовком, отсутствие логики.

Вывод: «Во всяком сочинении есть известная царственная мысль. К сей-то мысли должно все и относиться (Сперанский).

I.​ Тренинг. Нахождение главной мысли в теме сочинения

Используется раздаточный материал.

Темы:

Пейзаж в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Роль эпилога в одном из произведений русской литературы XX века.

Речевая характеристика героя

Образ народа в сказках М.Е. С-Щедрина.

Роль традиций гимназии № 9 г. Калуги в воспитании личности учащихся.

I.​ Знакомство учащихся с текстом, составленным логически неверно

Вопрос учителя: С чего необходимо начать подготовку, если вы получили задание подготовить выступление о роли традиций гимназии № 9?

Предполагаемый ответ учащихся: необходимо перечислить эти традиции.

Учащиеся перечисляют традиции письменно (2-3 мин.), оставляя поля с двух сторон

Список традиций:

1)​ Газета «Ракета»

1)​ Турслеты

1)​ День Самоуправления

1)​ Театральный фестиваль

1)​ Гимн гимназии

1)​ Выборы в молодежную администрацию

1)​ Газета «Большая перемена»

Вопрос учителя: как можно назвать этот вид работы?

Предполагаемый ответ учащихся: мы выделили из основной темы ее составные части.

Слово учителя: это называется АНАЛИЗ. Посмотрите на экран.

Анализ – это расчленение целого на составные элементы

Стр. 106 учебника. Учащиеся читают определение, комментируют вместе с учителем.

Вопрос учителя: что необходимо сделать дальше?

Предполагаемый ответ учащихся: попробовать соединит все написанное.

Слово учителя: такое соединение называется СИНТЕЗ. Посмотрите на экран.

Синтез – это соединение

Стр. 106 учебника. Учащиеся читают определение, комментируют вместе с учителем.

Вопрос учителя: каким образом мы должны выполнить соединение?

Предполагаемый ответ учащихся: расположить традиции в списке по мере их значимости или по мере их возникновении.

Задание: расставьте цифры слева в том порядке, в котором вы считаете нужным.

Слово учителя: этот вид работы называется СРАВНЕНИЕ. Посмотрите на экран.

Сравнение – расположение по значимости

Стр. 106 учебника. Учащиеся читают определение, комментируют вместе с учителем.

Вопрос учителя: что нужно еще сделать для достижения конечного результата?

Предполагаемый ответ учащихся: написать, для чего нужна каждая из традиций.

Задание: с правой стороны от каждой традиции написать, что она развивает в ученике (1-2 словами).

Слово учителя: по вашим ответам уже легко сделать вывод о том, зачем нужны традиции в школе. Учащиеся отвечают на этот вопрос письменно в тетради (1-2 предложениями).

Слово учителя: то, что вы написали, называется ОБОБЩЕНИЕМ. Посмотрите на экран.

Обобщение – мысль или положение общего характера

Стр. 107 учебника. Учащиеся читают определение, комментируют вместе с учителем.

Вопрос учителя: когда мы рассуждали о том, для чего нужны традиции, мы доказывали какие либо положения. Это называется АРГУМЕНТАЦИЯ.

Учащиеся работают со словарем

Аргумент – довод, приводимый для доказательства чего-либо

I.​ Задание на дом

Составить текст выступления «Традиции гимназии № 9» (на 3-4 минуты) письменно в тетради.

1-й ряд2-й ряд3-й ряд4-й ряд
Для учащихся первых классовДля одноклассниковДля родителейДля учеников другой школы


I.​ Редактирование текста, предложенного учителем

Традиции моей школы.

В этом году мой школе исполняется 125 лет. Это одна из самых старых школ города Калуги. В ней преподавал физику и математику К.Э. Циолковский. В школе есть музей Циолковского. В нем хранятся разные старинные вещи. Еще в школе есть старинная чугунная лестница. В нашей школе к каждому празднику выпускается газета «Ракета». Она очень интересная.


I.​ Итог урока

1)​ Вопрос учителя: какие этапы создания основной части вы знаете?

1)​ Учащиеся отвечают на вопрос

1)​ Обращение к эпиграфу (учащиеся объясняют его смысл).

1)​ Итоги социологического опроса. Диаграмма на экране.

htmlimage.png


Кулачкова Ирина Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей № 9 имени К.Э. Циолковского города Калуги»

Тема урока: «Роль символов в раскрытии образа главного героя романа Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»

Урок литературы в 11 классе

Автор учебника: В.П. Журавлев «Русская литература XX века»

Цели:

- расширить представление учащихся о понятии «символ» в художественном произведении, подчеркнув лиричность романа Б.Л.Пастернака;

- развивать логическое мышление учащихся: учить сопоставлять, аргументировать, делать выводы;

- продолжить работу по патриотическому воспитанию учащихся.

Оборудование:

- мультимедийная установка;

- презентация.

Ход урока

1.​ Вступительное слово учителя

На прошлом уроке мы говорили об истории создания романа, системе образов, а сегодня уделим внимание главному герою, Ю.А.Живаго, поговорим о том, что это был за человек, как формировался его характер.

1.​ Собеседование. Вопросы на повторение:

​ О каком времени рассказывается в романе?

​ Вспомните литературные направления, характерные для этого времени. Какое из них ведущее? (Символизм)

1.​ Слово учителя

Даже если какие-либо писатели или поэты не были символистами, они часто использовали образы – символы в своих произведениях. Не избежал этого и Б. Пастернак. Совсем недавно мы изучали его лирику. Вспомните, какие образы - символы он использует в своих стихотворениях, процитируйте, скажите об их роли.

Учитель: если мы обратимся к тексту романа, то увидим, что те же самые символы автор использует в нём. Сегодня мы понаблюдаем, как символы помогают раскрыть характер главного героя.

​ Символ бури, вьюги

Учащиеся находят в тексте примеры, комментируют их, затем делают вывод.

Предполагаемый ответ: это символ испытаний в судьбе Юрия Живаго.

Просмотр фрагмента фильма (1мин), затем вопрос учителя: Как переносит главный герой эти испытания? Предполагаемый ответ: достойно.

​ Символ смерти

Учащиеся находят в тексте эпизоды, комментируют, делают выводы.

Предполагаемые ответы: смерть окружает героя на протяжении всего романа, в конце он и сам умирает, но всей своей жизнью он утверждал жизнь (вывод делается после просмотра эпизода фильма 3 мин).

​ Символ природы

Учащиеся находят в тексте эпизоды, комментируют, делают выводы. Предполагаемые ответы: природа не только помогает понять внутренний мир героев, но и является полноправным действующим лицом.

Вопрос классу: почему Юрия Живаго Можно назвать лирическим героем, а сам роман «лирикой в прозе»?

Ответы учащихся: (после просмотра фрагмента фильма)

​ Символ свечи

Учащиеся зачитывают эпизоды, комментируют, делают выводы.После просмотра фрагмента фильма звучит вопрос учителя: почему Лара читает стихотворение «Зимняя ночь» дочери на ночь, а не поёт колыбельную песню?

Предполагаемые ответы: свеча - символ семейного очага, жизни, творчества, вдохновения.

1.​ После проведённой исследовательской работы учащиеся составляют рассказ о главном герое (о сущности его характера, поступках, о его восприятии революции, о его философских размышлениях о жизни и определяют). Как образы – символы помогли сделать такие выводы?

1.​ Задание на дом: перечитать 17 главу романа (Стихотворения Юрия Живаго, определить их роль в композиции всего романа).

Вопросы:

1. Почему цикл стихотворений начинается стихотворением «Гамлет»?

2. Какая мысль романа заложена в стихотворении «Гефсиманский сад»?

7. Подведение итогов урока

Название раздела: Номинация Конкурс проектов "Этот удивительный русский мир"
Описание: Раздел для публикации концепций проектов в рамках номинации

Для публикации работ создавайте новую тему, в которой вы будете собирать "лайки" и комментарии к вашему проекту

Не размещайте свои проекты в чужих темах - они не будут засчитаны в качестве участвующих в номинации конкурса

Быстрый ответ


В целях предотвращения автоматической отправки форм спам-ботами, введите отображённый текст в поле ниже.
:hi: :smile: :wink: :twisted: :sad: :evil: :smoke: :eh: :eek: :fie: :silenced: :razz: :oops: :help: :spy: :insane: :biggrin: :toothless: :ill: :nervious: :weirdface: :pray: :clap: :think: :boxing: :cyclop: :rambo: :zombie: :cry: Ещё смайлики…
   

Вернуться в «Номинация Конкурс проектов "Этот удивительный русский мир"»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость