Проектно-исследовательская работа по теме: «Употребление антонимов в речи школьников»

Описание: Раздел для публикации концепций проектов в рамках номинации

Для публикации работ создавайте новую тему, в которой вы будете собирать "лайки" и комментарии к вашему проекту

Не размещайте свои проекты в чужих темах - они не будут засчитаны в качестве участвующих в номинации конкурса

Мороз Максим
Мороз Максим
Репутация: 0

#1 Мороз Максим » 20.09.2017, 14:17

Проектно-исследовательская работа по теме: «Употребление антонимов в речи школьников»

Целевая аудитория (возрастная группа, состав и количество), на которую рассчитано проведение мероприятия: учащиеся 5 А,Б,В класса.

Цель проекта (мероприятия), его значимость в процессах продвижения и укрепления позиций русского языка, популяризации российской науки, культуры и образования: Узнать употребляют ли школьники в своей речи антонимы?

Описание проекта с указанием характеристик, излагается в свободной форме (не менее 2000 символов):

Вид мероприятия (акции, творческие мотивирующие конкурсы, тематические уроки, мастер-классы, конференции или иное): Проектно-исследовательская работа.

Описание проекта (мероприятия): Основная часть.

1 Введение.

«Слово - великое дело. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». - (Л.Н. Толстой).

И это, действительно, так. Изучая антонимы – слова, противоположные по значению, каждый из нас существенно обогатит речь, научится чувствовать и передавать разнообразные смысловые оттенки слов.

2 Понятие антоним - Антонимы (греч. anti – против и onyma – имя) – слова одной части речи, разные по звучанию и написанию, противопоставленные друг другу по наиболее существенному для их значения смысловому признаку. Значение одного из антонимов часто можно объяснить через значение другого с помощью отрицания. Например: позволять – не запрещать, говорить – не молчать и т.д. Часто антонимы образуются при помощи приставки не-: красивый – некрасивый, богатый – небогатый и т.п.

Явление антонимии, как и явление синонимии, тесно связано с многозначностью слова. В разных значениях одно и то же слово может иметь разные антонимы. Например: старый человек – молодой человек, старый дом – новый дом, старый хлеб – свежий хлеб и т.п.

2.1 Основные признаки антонимов

Основной признак антонимии – противопоставленность слов, обозначающих: 1) признаки (дальний – близкий, талантливый – бездарный, красиво – отвратительно); 2) действия и состояния (веселить – печалить, ломать – строить, радоваться – горевать); 3) природные и общественные явления (жара – холод, знание – невежество, запад – восток) и т.п.

Антонимами могут быть:

а) качественные прилагательные: белый – черный, высокий – низкий, мягкий – жесткий, чистый – грязный;

б) существительные: мир – война, тишина – шум, тепло – холод, молодость – старость (соотносительные с антонимичными прилагательными молодой – старый);

в) глаголы (в том числе причастия и деепричастия): светать – темнеть, начинать – кончать, молодеть – стареть (соотносительныe с антонимичными прилагательными молодой – старый); просветлевший – потемневший, разрушенный – восстановленный; поднимая – опуская;

г) наречия: сухо – мокро, широко – узко, рано – поздно, вверх – вниз,

здесь – там;

д) некоторые местоимения и предлоги: все – никто, всё – ничто;

вдоль – поперек, под – над, в – из.

В антонимические пары вступают не все лексические единицы указанных частей речи, а только слова определённых лексико-грамматических разрядов. Антонимов не имеют:

а) собственные и конкретные существительные; например, нет антонимов у существительных Альпы, Иван, Киев, Луна; волосы, голова, дерево, карандаш, книга, кофе, лошадь, парта, перо, столб, тетрадь, чернила;

6) числительные и большинство местоимений; например, не являются антонимами такие местоимения, как я, ты; мы , вы; твой, мой; то, это, поскольку они не обозначают противоположных понятий;

в) узкоспециальные слова: апостроф, рефрен, детонатор, криосфера, хромогены, лакмус и др.; Таким образом, существует известная связь между способностью слова вступать в антонимические отношения и его принадлежностью к лексико-грамматическому разряду.

2.2. Виды антонимов:

Однокорневые и разнокорневые.

Разнокорневые антонимы – антонимы, имеющие разные корни. Например: узкий – широкий, боязнь – храбрость, великан – лилипут и т.п.

Однокорневые антонимы – антонимы, имеющие один корень. Например: вера – неверие, счастье – несчастье, определённый – неопределённый и т.п.

2.3.Сфера употребления антонимов

1) Антонимы употребляются в художественной речи, в публицистике как выразительное средство создания контраста (антитезы) и соединения в целое противоположных по смыслу единиц разных частей речи (оксюморон). Чаще всего антонимы встречаются в составе антитез в стихотворных произведениях.

Например. Да здравствует солнце! Да скроется тьма! или «Взрослые дети».

2) Многие пословицы и поговорки заключают в себе антонимы.

Например. Ученье – свет, а неученье – тьма. Старый друг лучше новых двух.

3)Выразительные заголовки произведений, построенные на сопоставлении антонимов.

Например. «Отцы и дети»; «Война и дети»; «Тощий и тонкий»; «Дни и ночи».

4) Особенно широко антонимы используются в фольклоре. Например, в пословицах и поговорках: В шутку сказано, да всерьез задумано; Летом готовь сани, а зимой - телегу; в зачинах сказок: Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли. См. у П.П. Ершова в сказке «Конек-горбунок»: …Не на небе - на земле жил старик в одном селе.

5) Антонимы могут служить и средством создания иронии.

Например. М. Горького: …Не стану говорить, как горько живется рабочим в этих сладких заведениях, производящих конфеты и пряники.

2.3. Зачем нужны антонимы

1) Антонимы придают речи ясность, выразительность.

2) Являются одним из способов толкования лексического значения слова.

3) Для обогащения речи. Наш родной русский язык тем и отличается от всех других языков. Богатство речи, если толковать это понятие упрощённо, выражается в возможности сказать одно и то же сотней разных способов.

4) Антонимы просто необходимы для передачи в речи различных оттенков значений того или иного понятия. А также для более тонкой передачи отношения говорящего к тому предмету, о котором идёт речь.

III. Практическая часть.

Социологический опрос.

Социологический опрос в 5-8 классах, чтобы выяснить частоту употребления антонимов в речи. В соц. опросе принимало участие 24 человека. Возраст опрашиваемых 10-14 лет

Из проведенного соц. опроса видно:

Все, опрашиваемые знают, что такое антоним и положительно относятся к употреблению их в речи.

- 64% употребляют антонимы в речи.

- 71% учащихся, принимавших участие в социологическом опросе, указали на то, что их товарищи употребляют антонимы в речи.

- 29% смогли привести примеры антонимов.

Описание востребованности предлагаемых действий: необходимость проектно-исследовательской работы

География реализации проекта:
(страна, область, территория или конкретное место (организация) реализации проекта) страны СНГ

Сроки подготовки и реализации проекта (проведения мероприятия): в течение месяца.

Возможный бюджет (примерный размер в валюте страны участника): затраты не требуются.

Перспективы развития проекта (возможность использования в других странах и/или территориях одной страны и/или увеличение целевой аудитории, продолжение проекта после завершения мероприятия):
Данный проект дает возможность подробно исследовать выбранную тематику, проанализировать грани изучения русского языка. Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Иные преимущества проекта:
проект - это «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации».

Проект – это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.

Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Название раздела: Номинация Конкурс проектов "Этот удивительный русский мир"
Описание: Раздел для публикации концепций проектов в рамках номинации

Для публикации работ создавайте новую тему, в которой вы будете собирать "лайки" и комментарии к вашему проекту

Не размещайте свои проекты в чужих темах - они не будут засчитаны в качестве участвующих в номинации конкурса

Быстрый ответ


В целях предотвращения автоматической отправки форм спам-ботами, введите отображённый текст в поле ниже.
:hi: :smile: :wink: :twisted: :sad: :evil: :smoke: :eh: :eek: :fie: :silenced: :razz: :oops: :help: :spy: :insane: :biggrin: :toothless: :ill: :nervious: :weirdface: :pray: :clap: :think: :boxing: :cyclop: :rambo: :zombie: :cry: Ещё смайлики…
   

Вернуться в «Номинация Конкурс проектов "Этот удивительный русский мир"»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость