Страница 1 из 1

Урок-размышление «Поиск смысла жизни героями романа»

Добавлено: 20.09.2017, 20:57
Бондаренко Наталья
Урок-размышление «Поиск смысла жизни героями романа»

(по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

для иностранных учащихся

Вступительное слово учителя

В жизни каждого из героев есть моменты, когда он решает для себя: как и зачем жить дальше? Почему?

Давайте обратимся к рассуждениям о смысле жизни русского философа Николая Николаевича Трубникова (1929 – 1983):

«Вряд ли о какой-нибудь другой вопрос было источено больше перьев и изломано больше копий, вряд ли о чем-либо было столь же легко сказать очередную пошлость… вряд ли какой-нибудь другой… был так бессовестно извращен и оболган, как вопрос о смысле и сущности человеческой жизни… В том-то как раз и заключается дело, что жизнь – прежде всего человеческая жизнь – не обладает никаким смыслом, помимо того, какой мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей».

В романе в центре внимания автора два героя, которые ему особенно близки: Андрей Болконский и Пьер Безухов.

Автор постоянно сравнивает и сопоставляет эти две судьбы: развитие характеров дает параллельно; судьбы героев сходятся, переплетаются, расходятся.

Вопросы для обсуждения

1.​ Чем близки и чем далеки друг от друга Андрей Болконский и Пьер Безухов?

1.​ Почему таких разных людей притягивает друг к другу?

1.​ - Почему автор подчеркивает сложность переплетений и расхождений жизненных дорог героев?

-​ Чем вызваны эти сложности? Оправданы ли они?

4. - Как изменяется характер князя Андрея от Аустерлица до Бородинского сражения?

-​ Почему трагически обречена любовь Наташи к князю Андрею?

-​ Случайно ли погибает в 1812 году князь Андрей, а Пьер выносится в жизнь войною?

5. - Какую роль в судьбе Пьера играет участие в Бородинском сражении и общение с Платоном Каратаевым?

-​ Чем каратаевская любовь к жизни отличается от любви князя Андрея?

-​ Где, когда, при каких условиях происходит последнее сближение путей героев? Почему Толстой выбрал такую ситуацию?

6. - Можно ли утверждать, что смысл жизни найден и Андреем, и Пьером?

-​ Смысл жизни – что это такое? Философия? Органическая жизнь?

- И один, и другой герой ищут гармонии. Внутри себя, вне себя. Только когда внутренний и внешний мир станут единым целым, человек находит и понимает смысл жизни. Может быть, поэтому князь Андрей умирает? А ведь мог выжить (см. том 4, часть I, глава 16).

7. - Страшно нарушить выстраданную гармонию? Может быть, поэтому роман остался без продолжения? Что продолжать?

- А Пьер счастлив. Его жизнь гармонична. Что изменится, если он окажется на каторге? Или вернется с нее? Но давайте спросим себя: что случится, если убрать из его жизни деятельность?

- Состоялся бы Пьер как личность, если лишить его семьи?

Учащиеся делают вывод

Следовательно, смысл жизни – жизнь во всех ее проявлениях. Если что-нибудь исключить, нарушится гармония.